Многие эксперты считают, что в современной России — плохой деловой климат. И во всяких рейтингах этого проклятого климата все время норовят засунуть нас куда-то между Угандой и Чадом.
Только я заявляю прямо: это полная ерунда.
Деловой климат в России если не лучший в мире, то точно один из лучших. У нас государство всегда готово выложиться по полной, чтобы решить любые проблемы бизнеса, во всякой сложной ситуации прийти этому бизнесу на скорую помощь. В большинстве т.н. цивилизованных стран такого подхода нет и в помине.
Возьмем лишь пару свежих примеров.
20 апреля в Мексиканском заливе, близ берегов США, взорвалась плавучая нефтяная платформа компании British Petroleum (BP). Природе и обществу был нанесен огромный ущерб. Американский президент Барак Обама тут же выступил и сурово заявил, что всю ответственность за катастрофу несет BP, которая неправильно занималась техникой безопасности. А потому компании придется заплатить за все, в прямом и переносном смыслах.
Начальники BP поначалу пытались как-то вяло отбрехаться: дескать, виноваты мы, но не на 100%, и вообще… Но очень скоро ответственность свою признали. И выразили полную готовность заплатить хоть 12 миллиардов долларов, чтобы устранить последствия катастрофы. Американская либеральная общественность, конечно, могла бы встать на дабы и залаять что-нибудь про кровавую обамовскую гэбню, которая кошмарит честный и прозрачный бизнес. Но отчего-то промолчала.
Наверное, испугалась Обаму, который, говорят, в гневе страшен.
То ли дело у нас. В ночь на 9 мая в Междуреченске, в Кемеровской области, взорвалась большая шахта “Распадская”. Погибли десятки людей. Шахта, как известно, принадлежит офшорной компании, в которой половина — у “Евраз Груп” Романа Абрамовича, а еще половина — у главного менеджера “Распадской” г-на Козового и его партнера некоего Вагина.
Но никто не стал лишний раз вспоминать об ответственности бизнеса. Государство тут же устремилось на помощь. Сразу из резервного фонда правительства были выделены деньги на компенсации пострадавшим. Отдельно профинансировали ОМОН, который прибыл в Междуреченск усмирять возмущенных шахтеров. Собственно, шахтеры и стали главными виновниками трагедии: государство и гражданское общество совместно выяснили, что горняки в погоне за длинным рублем — чтобы получать не 18 тысяч рублей в месяц, а все 35 — заклеивают импортными жвачками датчики метана, из-за чего никак невозможно подготовиться к взрыву. А некоторые, по словам самого премьер-министра Владимира Путина, даже курят и пьют в шахте. Какая уж тут безопасность?!
Все особо отметили, что руководство шахты выделило по миллиону благодарных рублей на всякого погибшего. Много, наверное. О том, что по итогам 2009 года “Распадская” заплатила своим офшорным владельцам 4 миллиарда рублей дивидендов, а при этом на шахте не были застрахованы ни оборудование, ни гражданская ответственность — денег-то жалко! — предпочли не вспоминать. Не кошмарить же бизнес по пустякам.
Но главное — ни одно должностное лицо в нашей стране в эти дни не посмело произнести фамилию Абрамович.
Видимо, не хотели Романа Аркадьевича расстраивать. Все-таки накануне взрыва “Распадской” принадлежащий Абрамовичу “Челси” после четырехлетнего перерыва выиграл футбольный чемпионат Англии. Нельзя было портить эффективному бизнесмену праздник. К тому ж Абрамович — персона вообще очень нежная и чувствительная. Священное бизнес-предание гласит, что пару лет назад Роман Аркадьевич пришел со своей подругой Дашей Жуковой во вкусный ресторан на итальянском курорте Форте-деи-Марми. А там свободных столиков не оказалось. Абрамович, понятно, думал, что по русской деловой традиции сейчас какое-нибудь быдло выкинут на хрен, а их с Дашей усадят за освобожденный столик. Ни фига.
Беспардонные итальянцы наших правил не поняли и посоветовали бизнесмену приходить завтра. И тогда он так расстроился, что тут же вскочил в свой “Боинг-767” и улетел из Форте-деи-Марми навсегда.
Можно ли заставлять такого человека волноваться из-за шахтных взрывов? Государство наше все разрулит и так. За наш с вами счет.
А намедни еще один крупный, прозрачный и эффективный бизнесмен, Олег Дерипаска, крупнейший совладелец “Русского алюминия”, честно признался в связях с мафией. Ну, не нам с вами, конечно, признался, а испанскому следователю. Но сути дела это не меняет — СМИ тут же все обнародовали.
В стране с плохим деловым климатом такое признание могло бы стоить предпринимателю его дальнейшей бизнес-карьеры. Но не в России. Вообще, про всякие опасные дерипаскины связи в наше время не знают только грудные младенцы — недаром эффективному давно и прочно не дают въездную визу в США и еще пару важных стран. Но ничто не остановит государство российское, если оно решило помочь социально ответственному предпринимателю.
Не так давно Дерипаска решил разместить ценные бумаги “Русского алюминия” на какой-нибудь иностранной бирже. В Нью-Йорке, Лондоне, Париже не
получилось. Из-за специальной репутации бизнесмена. Оставался только Гонконг — там, в лучших традициях имени Джеки Чана не любят задавать лишних вопросов про мафию.
Но и в Гонконге никто покупать ценные бумаги Дерипаски не торопился. От греха подальше. И тогда ситуацию спасли наши государственные и полугосударственные банки. ВЭБ, он же Банк развития, выкупил треть всех продававшихся бумаг — почти на 700 млн. долл. А Сбербанк РФ, многолетний гарант русского финансового спокойствия, даже стал соорганизатором размещения. С тех пор в деловых кругах далеких стран бродит мрачная легенда: дескать, финансовые власти Гонконга проверяют, действительно ли частные инвесторы, вроде как купившие ценные бумаги Дерипаски, сделали это не за свой счет (дураков cреди них почти нет), а за деньги ВЭБа и Сбербанка, переданные этим инвесторам каким-то секретным кривым путем.
Скоро мы узнаем результаты проверки. И порадуемся тому, насколько у нашего государства, одержимого идеей помочь своему бизнесу, не осталось ни комплексов, ни предрассудков.
Наверное, где-то еще на Земле тоже бывает хороший деловой климат. Но только в России государство сначала дает бизнесу стартовый капитал, гигантский и бесплатный, как это случилось при чубайсовой приватизации, а потом покрывает за счет налогоплательщиков все бизнес-убытки, от денежных до репутационных.
Такой деловой климат уже не пропьешь.