О последствиях реформы бюджетной сферы не знают ни президент, ни премьер, ни депутаты. Или знают, но молчат.
8 мая президент Медведев поставил свою подпись под законом о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений, обещающим глобальную реформу организации образования, культуры, здравоохранения, социальных служб. Закон, который касается всех без исключения граждан РФ, принимался в стиле спецоперации: разъяснениями власть себя не утруждала.
Похоже, даже высшие должностные лица государства еще не знают, во что все это выльется, и научно обоснованных прогнозов просто нет. Закрадывается такое подозрение, когда читаешь то немногое, что произнесено ими публично по столь важному поводу...
“МК” неоднократно писал об этом законопроекте, наиболее подробно — в номере за 16 апреля 2010 года.
Премьер Путин, за чьей подписью подготовленный Минфином документ в ночь под Новый год был внесен в Госдуму, высказался на эту тему лишь один раз — 20 апреля, когда отчитывался перед парламентом о работе правительства за прошлый год. И то не по своей инициативе: коммунисты спросили, просчитаны ли социальные и политические последствия масштабных изменений механизма финансирования бюджетной сферы. Признав, что у экспертов есть разные мнения на сей счет, он сказал, что цель реформы — повышение качества предоставляемых гражданам услуг. “Но думаю, что нужно не делать это чохом, а дать переходный период и посмотреть, как это будет работать по стране”, — завершил он краткий монолог.
Итог: с 1 января по новым правилам начнут работать федеральные бюджетные учреждения, а регионы смогут “думать” и “смотреть” до 1 июля 2012 года.
Новая дата окончания переходного периода (на “после парламентских и президентских выборов”) наводит на тревожную мысль: заварившие кашу власти не очень уверены в том, что к переменам все готово, намеченный первоначально для всей страны срок “1 января 2011 года” реален, а сама реформа не вызовет роста социального недовольства.
Еще более тревожно выглядят результаты голосования за законопроект в Совете Федерации: всего 90 “за”. Большинство, но неубедительное: единороссов в верхней палате парламента около 120. Значит, даже многие члены проправительственной партии не пожелали связывать свое имя с законом? Значит, его содержание и у них вызывает большие сомнения?
...И вот документ попал на стол к президенту Медведеву. К этому времени те, кого он непосредственно касается, начали просыпаться и нервно спрашивать: “А как же? А что же? Неужели?” Понятно, что не подписать закон, инициированный старшим по тандему, младший по тандему не мог. Но перед тем как это сделать, 6 мая он провел совещание с министрами, которым и предстоит сделать обещанную сказку (повышение качества предоставления услуг населению) былью.
Та часть, которую сделали открытой, напоминала заранее отрепетированный спектакль, призванный успокоить страсти. Министры один за другим говорили, что бояться нечего, все будет хорошо или даже очень хорошо (см. официальный сайт главы государства).
Вот в Интернете пишут, что закон приведет к переходу на платное среднее образование, говорит, к примеру, президент, такая интерпретация возможна? Нет, невозможна, рапортует министр образования и науки Фурсенко, практически все нормы, которые есть в законе, уже отработаны на экспериментах в ряде регионов, в ходе реализации нацпроекта, и объем бесплатного образования не уменьшится — “ясно, увеличится!”... Откуда это ясно? Может, министр знает больше того, что написано в законе? Увеличится, если финансирование увеличится, но этого принятый документ не обещает!
“Я так понял, что банкротства и ликвидации бюджетных учреждений, которым дается некоторая финансовая самостоятельность, не будет”, — продолжает “допрос” президент. “Вы совершенно правы, никаких дополнительных оснований для ликвидации существующих учреждений данный закон не дает”, — отвечает глава его Правового управления Лариса Брычева. Но тогда как же, если не сокращением числа бюджетных учреждений (БУ), будет достигаться объявленная одной из главных целей закона “оптимизация” их сети?
Но президент об этом не спросил. Не спросил он и о том, что будет с БУ, которое не получило от учредителя (органа власти соответствующего уровня) госзадания на оказание услуг населению с прилагающимся финансированием. Лишь выразил надежду, что коррупции — тоже, а порядка — больше. Странно, что он так сказал, хотя парой минут раньше министр здравоохранения и социального развития Голикова среди очевидных для нее преимуществ закона назвала одно, которое должно было насторожить г-на Медведева, не понаслышке, хочется верить, знакомого с жизнью в России: крупные сделки, в том числе с недвижимостью, находящейся в ведении БУ, нельзя будет осуществлять без согласования с учредителем, то есть чиновниками разных уровней власти!
На совещании у президента много раз ссылались на итоги экспериментов в регионах, которые-де подтверждают правильность выбранного пути, но конкретные регионы и конкретные результаты экспериментов названы не были. Не представили такой информации ранее и депутатам Госдумы — как не представили и просчитанных прогнозов развития бюджетной сферы после перехода на новые принципы финансирования. Может, потому, что многие ключевые детали реформы станут ясны лишь после того, как правительство разработает более 90 подзаконных актов, а потом то же самое сделают низовые уровни власти?
...Накануне Дня Победы депутатам из фракции “Единая Россия” сообщили, что 21 мая в Госдуме пройдет собрание по этому самому закону, который к тому времени уже будет опубликован. В собрании примут участие представители партии в законодательных собраниях регионов, а также представители Минфина, Минобразования и науки, Минкульта, Минздравсоцразвития. Депутатам предложено подготовить вопросы чиновникам сообщить об их содержании аппарату фракции.
То есть закон уже принят и подписан главой государства, и только тут членам правящей партии, которые за закон голосовали и которым предстоит разъяснять гражданам все преимущества нововведений и гасить, если что, их недовольство, позволили задать вопросы...