Пока мир праздновал годовщину победы над фашизмом, министры финансов стран Евросоюза приняли беспрецедентное решение о создании европейского стабилизационного фонда размером до 750 млрд. евро, который будет выдавать кредиты особо нуждающимся членам ЕС. Поводом для этого стали долговые проблемы Греции. Они подорвали доверие к финансовой системе Старого Света и нанесли удар по мировым фондовым рынкам и единой европейской валюте.
Поднятая Афинами волна, по мнению экспертов, докатится и до России, однако ее влияние будет иметь двойственный характер. Если экономика рискует получить новые неприятности в виде падения цен на нефть и снижения инвестиций из Европы, то население сможет дешевле отдохнуть на берегу Средиземного моря или выгодно приобрести европейскую недвижимость. Россиянам это тоже небезынтересно.
О наличии у Греции неподъемных долгов было известно давно, но обострение ситуации произошло в начале апреля, когда стало ясно, что у Афин есть только два пути – упросить остальную Европу срочно предоставить помощь или объявить дефолт. Но настоящий взрыв последовал 27 апреля, когда международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный суверенный рейтинг Греции сразу на три ступени. Страна оказалась на уровне оценок, с которого начинается ненадежная («мусорная») группа рейтингов. Заодно на две ступени был понижен рейтинг Португалии, а два дня спустя еще и Испании. Во всех трех случаях прогноз был оставлен «негативным», что означает возможность дальнейшего ухудшения оценок.
Уже на следующий день после «падения» Афин и Лиссабона стало понятно, что их проблемы бросают тень на всю финансовую систему объединенной Европы и даже мира. Все европейские биржевые индексы дружно пошли вниз, потеряв за день от 2,6 до 6%. Американский Dow Jones понизился на 1,9%, а S&P 500 – на 2,34%. Российская биржа потеряла в тот день 2,5%, причем все без исключения аналитики связали это именно с влиянием европейского кризиса. По заявлениям международных экспертов, греческая «трагедия» еще заставит плакать многие другие государства. Так, Международный валютный фонд (МВФ) в своем последнем докладе о перспективах мировой экономики отметил, что проблемы Афин угрожают процессу выхода глобальной экономики из кризиса. Заместитель председателя Еврокомиссии Вивиан Рединг заявила, что кризис в Греции «может вызвать финансовое цунами по всей Европе», а генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурия сравнил происходящее с лихорадкой Эбола. «Это не вопрос опасности распространения; распространение уже произошло», – отметил он. События на финансовых рынках отчасти подтвердили эти слова. Так, после снижения рейтингов южноевропейских стран Германия не смогла полностью разместить на мировом рынке 30-летние облигации, из 3 млрд. евро было привлечено 2,458. Не входящая в зону евро Польша вообще не смогла найти покупателей на свои пятилетние облигации, выпуск которых пришлось аннулировать.
Но, пожалуй, главным последствием долгового кризиса для ЕС стало падение стоимости европейской валюты. На прошлой неделе курс евро снизился на 4,5% и опустился ниже отметки 1,28 доллара, что стало худшим показателем за последние 14 месяцев.
Главный экономист Deutsche Bank Томас Майер заявил, что ожидает продолжения падения курса евро вплоть до абсолютного равенства с долларом США. «Я думаю, что скоро мы увидим курс евро в 1,20 доллара, и продолжение падения до паритета с долларом абсолютно возможно», – заявил он. В России падения евро относительно рубля на прошлой неделе не наблюдалось, что можно объяснить политикой нашего Центробанка, который предпочел вместо снижения евро поднять доллар, выросший за неделю на 1,41 руб. Однако если смотреть на динамику с начала года, то евро потерял к рублю уже 10%. Это 4,5 руб.
«Те граждане, которые хранят свои сбережения в евро, уже немного пострадали, и, возможно, если еврозона практически не ответит на вопрос, как разобраться с долгами Греции, Португалии и других стран, евро пострадает еще», – заявил «НИ» ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. По словам эксперта, таким же образом проблемы Европы бьют по нашему фондовому рынку. «Инвесторы по всему миру стали нервничать и сбрасывать любые рискованные активы. Это означает, что фондовые рынки может лихорадить по всему миру, включая и Россию, хотя у нас нет никаких фискальных проблем такого рода», – пояснил он «НИ».
К счастью, немногие в нашей стране хранят свои сбережения в евро. По данным исследовательского холдинга «Ромир», если в сентябре 2009 года в евровалюту вкладывались 6% жителей России, то в январе 2010-го их доля снизилась до 2%. Однако обесценивание вкладов населения – не единственная «свинья», которую европейские страны (в частности, сами входящие с чьей-то легкой руки в «свинскую» группу PIGS – Португалия, Ирландия, Греция, Испания) могут подложить России. «Во-первых, у нас 45% золотовалютных резервов хранится в евро, поэтому снижение его курса уже затрагивает нашу страну, – сообщил «НИ» заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции Высшей школы экономики Владимир Зуев. – Во-вторых, поток инвестиций в Россию идет в основном из ЕС, а если Евросоюз начнет трясти, он перестанет активно вкладываться в нашу экономику. Деньги им понадобятся для решения своих проблем, кроме того, при падении курса евро к рублю вложения в российскую экономику становятся менее привлекательными».
А вот директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что некоторые последствия европейского кризиса для нас можно расценивать как позитивные. «Дело в том, что Россия экспортирует за доллары, а импортирует за евро. И когда евро дешевеет, а доллар дорожает, нам это удобнее и приятнее», – заметил он «НИ». Однако, по словам эксперта, без проблем обойтись не удастся, потому что, например, падение евро – это удорожание доллара, которое, в свою очередь, означает удешевление нефти. Действительно, стоимость «черного золота» на мировых площадках резко идет вниз, только за последнюю неделю она снизилась на 11 долларов, или на 12%. И «благодарить» за это можно в том числе и Грецию с ее долгами. А ведь дорогая нефть – это наша главная движущая сила в выходе из кризиса.
В то же время финансовые проблемы юга Европы открывают перед россиянами некоторые дополнительные возможности. «Более привлекательными становятся инвестиции в эти страны, – уверен г-н Зуев. – Новая волна означает новое падение цен, новое недоверие к недвижимости. Плюс курс рубля к евро становится более выгодным для вложений, а, значит, покупка европейской недвижимости становится более привлекательной». Тем не менее, по словам эксперта, желающим приобрести домик в Европе стоит следить за трендами, поскольку после первого кризисного падения цены на недвижимость немного подросли, а теперь на волне новых проблем не исключено повторное обрушение. Так что можно соблазниться и покупать сейчас, а можно и попробовать подождать, пока рынок упадет еще ниже.
Некоторый выигрыш сулит россиянам и отдых в Европе, особенно на проблемном юге. «Уже сейчас отельеры, перевозчики из этих стран предлагают специальные бонусы, чтобы россияне поехали туда, – сообщил «НИ» президент Профессиональной туристской лиги Андрей Игнатьев. – Гостиницы делают скидки для детей, предлагаются дополнительные бесплатные экскурсии». По словам эксперта, Испания и Греция крайне обеспокоены тем, поедут ли туда туристы, насмотревшиеся по телевизору на народные протесты и демонстрации, а потому готовы завлекать клиентов дополнительными благами. «Демонстрации проходят не в туристических районах, а в Афинах, но туризм от этого показа страдает, – считает г-н Игнатьев. – На деле же все будет не хуже, чем раньше, плюс дополнительные бонусы». В плюс желающим отдохнуть в Европе и снижение курса евро к рублю. «Путевки в России продаются за рубли, но цены привязаны к евро, и если он идет вниз, то туроператоры будут соответственно снижать стоимость путевок, – обещает г-н Игнатьев. – Не думаю, что они станут держать цены, им этого не позволит конкуренция. Ведь другие могут снизить цены и продадут все свои туры».
Евросоюз и МВФ приняли решение выделить Греции кредит на общую сумму 110 млрд. евро, однако это не означает, что ситуация в Европе нормализовалась. Есть и другие претенденты на звание проблемных стран. «Португалия и Испания не последние в этом списке, – уверен Владимир Зуев. – Опасность второй волны потому и существует, что у многих стран положение с дефицитом бюджета далеко не блестящее. Удивительно даже, что пока в тревожном списке появилось только три страны. Я ожидал увидеть в нем гораздо больше». По словам эксперта, помимо уже известных Исландии и Ирландии, явным кандидатом в этот список является, например, Италия. Так что нас могут ожидать новые потрясения, у которых, как всегда, будут и негативные, и, возможно, позитивные последствия.