Глава банка ВТБ 24, бывший министр финансов России Михаил Задорнов считает, что российское правительство идет по неверному пути: оно пытается вернуться к модели развития экономики, существовавшей во время безудержного роста цен на нефть в 2006-2008 годах. Почему эта попытка обречена на провал и каким должен быть нормальный путь выхода из кризиса, он попытался объяснить корреспондентам "Денег" Ольге Кочевой и Петру Рушайло.
Михаил Задорнов |
"С прошлой весны люди стали больше сберегать и меньше тратить"
Как бы вы оценили макроэкономическую ситуацию в России?
Все зависит от того, что вы имеете в виду. Есть ситуация 2010 года, а есть среднесрочная перспектива, скажем, 2011 и 2012 годов. Они принципиально различаются. И вот почему.
Российская экономика заметно упала в 2009 году, поэтому 2010 год чисто статистически с точки зрения показателей роста будет для нее довольно удачным. Мы уже сейчас знаем, что среднегодовые цены на товары российского экспорта (не только на нефть, но и на уголь и металлы) будут выше, чем в прошлом году. Уже начиная со второго полугодия 2009 года российская экономика получает дополнительный импульс к росту за счет чистого экспорта. Дополнительный вклад получается и за счет необходимости восстановления тех товарных запасов, которые были проедены в 2009 году и сейчас восстанавливаются — как производителями, так и дилерскими сетями, что тоже дает увеличение объемов производства. В силу этих факторов — роста цен на сырье и восстановления запасов — российская экономика в 2010 году вполне может выдать рост от 4,5 до 5,5%. Вроде бы хороший показатель, но это именно отскок после падения 2009 года.
Кроме экономического роста к середине этого года мы увидим низкую инфляцию. Как банк мы строили свои планы на год исходя из того, что к середине года инфляция может опуститься до 6% в годовом исчислении, а в целом за год составит порядка 6,5-7%.
А как же увеличение социальных расходов государства и иные формы денежной накачки экономики?
Думаю, что та монетарная накачка, которая сейчас идет, до конца года еще не сыграет свою роль. Правда, учитывая, что в прошлом году шло сокращение розничного товарооборота и потребления населения, а также нынешнее увеличение пенсий и окладов, думаю, в ряде секторов экономики уже в первом квартале будет небольшой рост розничного товарооборота и потребления. Так что, если взять изолированно 2010 год, то он будет довольно неплохим.
По поводу пенсий сразу хочется заметить: они резко повышались весной прошлого года но, похоже, это не привело к росту потребления, так как люди начали эти деньги просто откладывать...
Есть стандартное повышение базовой страховой части, которое у нас происходит 1 апреля и 1 декабря. Я же имею в виду более широкое разовое повышение в конце прошлого года, которое совпало с очередным повышением базовой части пенсии. Если вы посмотрите на динамику декабрьского движения средств на счетах населения, то увидите, что в Сбербанке за декабрь остатки на текущих и карточных счетах увеличились на 110 млрд руб. Это был разовый мощный всплеск, который в таком масштабе ранее в декабре не наблюдался. А в январе, наоборот, был колоссальный — 84 млрд руб.— отток денег со счетов населения. О чем это говорит? Был заметный впрыск денег пенсионерам в конце года, а затем в январе эти деньги были использованы.
Правда, пока я не могу с уверенностью сказать, что изменилась потребительская модель поведения населения. Модель поведения населения и увеличение доходов пенсионеров — это все же разные вещи. В целом же, конечно, с прошлой весны люди стали больше сберегать и меньше тратить — в том числе и потому, что в их расходах уменьшилась доля платежей по кредитам. Но, думаю, потребление в первом квартале и далее в течение этого года будет расти.