Кто из менеджеров имитирует бурную деятельность, а кто на самом деле работает? И кто из сотрудников не реагирует на просьбы коллег? Все тайное становится явным, если у руководителя есть карта социальных сетей компании.
"Все это фигня. Мы знаем, сколько денег зарабатываем и доволен ли клиент, а остальное неважно",— так раньше отзывался генеральный директор компании "Меркатор" Андрей Скворцов о методиках оценки персонала. Однако с недавних пор у него иное мнение.
В "Меркаторе", который занимается инфографикой для телевидения, рекламой и видеопроектами, работают около ста человек. Несколько лет назад Скворцов решил заменить руководителя одного из ключевых подразделений. Но этот менеджер работал давно и пользовался в коллективе авторитетом. Как отнесутся сотрудники к его уходу? Гендиректор даже обратился к консультантам, но внятных советов не получил. Тогда друг Скворцова Александр Ларионов, генеральный директор компании BSSL (проводит исследования социальных сетей в организациях и оценку эффективности взаимодействий), предложил использовать популярную методику "360 градусов" (см. СФ N10/2003). Заключается она в том, что компетенции сотрудника оценивают его подчиненные, коллеги и руководители.
Увидев результаты, Скворцов понял: его мнение о менеджере подразделения совпадает с оценками других сотрудников. Значит, проблем с заменой не будет. Менеджеру выплатили компенсацию, на его место предложили другого человека. "Полученные данные были очень интересными. Например, я "обнаружил" сотрудников, которых коллеги считали очень талантливыми и креативными, но сам я об этом даже не подозревал",— говорит Андрей Скворцов.
Гендиректор убедился, что методика "360 градусов" работает, и с тех пор использует ее раз в год. Весной прошлого года он решил протестировать новый инструмент оценки, разработанный Ларионовым,— "Азимут". Методика так понравилось Скворцову, что помимо основной работы он решил стать партнером BSSL.