USD 102.5761

+1.9

EUR 107.4252

+1.35

Brent 75.28

+0.25

Природный газ 3.122

-0.01

...

День гнева. От Калининграда до Владивостока

«Перед губернаторами Кремль ставит ровно две задачи: обеспечивать нужный процент «Единой России» и не допускать массовых акций протеста. Если эти задачи решаются, остальное никого не волнует. Хоть всю область укради», - сказал в интервью The New Times накануне 20 марта один из региональных чиновников.

День гнева. От Калининграда до Владивостока

«Перед губернаторами Кремль ставит ровно две задачи: обеспечивать нужный процент «Единой России» и не допускать массовых акций протеста", - сказал в интервью The New Times накануне 20 марта один из региональных чиновников. — Если эти задачи решаются, остальное никого не волнует. Хоть всю область укради». Эти задачи региональные власти и решали 20 марта, когда на митинги и пикеты вышли люди в 19 городах страны. Требования — от снижения тарифов ЖКХ до отставки правительства Владимира Путина (см. всероссийскую карту протеста). Люди держали в руках плакаты «Едро — в ведро», «Высокая квартплата = убийство стариков!»

Протестная волна поднялась в Калининграде, когда там на митинг в конце января вышли около 10 тыс. человек. В Калининграде же власти планировали волну сбить, чтобы другим неповадно было: накануне 20 марта в город были направлены бойцы ОМОНа «Зубр». К разгону протестных акций власти готовятся основательно — в их распоряжении бронированные машины с ласковым названием «Каратель» . Власти можно понять: обращение «Путин должен уйти!» подписали уже более 15 тыс. человек, причем это люди со всей страны , а среди поддерживающих эту позицию — даже те, кто никогда в протестной активности не был замечен. Наконец, 31 марта в Москве пройдет очередной митинг в защиту статьи 31 Конституции, который власти в очередной раз обещают запретить.

«У нас каждый день ситуация меняется, и прогнозировать, что случится 20 марта, очень сложно», — говорил за несколько дней до митинга в интервью The New Times один из лидеров калининградской оппозиционной коалиции, сопредседатель регионального отделения «Солидарность» Сергей Кравченко. Оппозиция мечется: то готова идти на компромисс с властями — те, дескать, удовлетворили некоторые требования калининградцев (вроде бы до уровня 2009 года будет снижен транспортный налог, пересмотрены будут и тарифы на ЖКХ, правда, когда это случится — неизвестно), то, напротив, заявляет, что 20 марта калининградцы вновь выйдут на улицы. По словам Константина Дорошка (он был одним из организаторов митинга 30 января, после которого в Кремле и области полетели головы), власти готовы использовать силовой вариант, дабы не допустить повторения: «Там должна произойти «показательная порка», — сказал он в интервью местной газете. — То есть группа провокаторов из различных спецслужб, еще откуда-то должна была начать драку с милицией, и дальше должен был вступить в действие ОМОН. Цель одна — уничтожить оппозицию в Калининградской области». Именно поэтому часть лидеров оппозиции заявила, что 20 марта митинга не будет.

В ожидании «Зубра»

После длительных раздумий в офисе губернатора Калининградской области оппозиции отказали в проведении митинга в центре города, у Дома советов (формальным поводом стало проведение на этом месте ярмарки), предложив безлюдные и удаленные площадки у аэродрома Девау и стадиона «Пионер». Один из организаторов сообщил The New Times, что «в городе сейчас находятся два батальона «Зубра». Лично Путиным отдано распоряжение устроить из митинга публичную порку, чтобы всем регионам это стало уроком. Рядом с предложенными площадками нет жилых строений, никто бы не узнал, что там произошло. Ходят слухи, что в случае проведения митинга всех репортеров вывели бы за оцепление, а перед «зубровцами» стояла задача — вплоть до убийств митингующих. Вся идея оппозиционного движения области была бы похоронена на корню». Калининград действительно в эти дни полон самых противоречивых слухов и страхов. Однако источники The New Times в ОМОНе «Зубр» подтвердили, что их коллеги вылетели в Калининград, но затруднились назвать точное число отправленных на подавление протестов бойцов. «Про появление «Зубра» в городе действительно активно говорят, — подтверждает сопредседатель калининградской «Солидарности» Сергей Кравченко. — Сам я их, правда, пока не видел».

Несдавшиеся

Впрочем, далеко не все калининградские оппозиционеры отказались от борьбы. Глава профсоюза докеров Михаил Чесалин (он руководит калининградским отделением партии «Патриоты России») сдаваться явно не намерен. В интервью The New Times он заявил: «Сейчас я жду, будут ли наш офис штурмовать силовики или нет (разговор состоялся 16 марта. — The New Times). Сразу после окончания рабочего дня к нам прибыли сотрудники налоговой инспекции и милиционеры, сообщившие о внезапной необходимости провести проверку работы отделения «Патриотов России», профсоюза докеров и правозащитного центра, которые я возглавляю. Для меня очевидно, что эти действия направлены на то, чтобы оказать давление на меня и моих сподвижников. После этих действий говорить о каком-то диалоге губернатора с оппозицией не приходится. Власть не созрела для того, чтобы вести конструктивный диалог. Мы приглашаем всех калининградцев прийти на наш пикет, который пройдет под окнами кабинета губернатора. Эта акция согласована с властями, и мы не боимся каких-либо действий против нас со стороны милиции или ОМОНа. Хотя, конечно, в России могут сделать все что угодно. Могут и бомбардировщиками проутюжить область, чтобы не было этого рассадника демократизма».

«А ты?»

Главным борцом с рассадником демократии следует признать губернатора Калининградской области Георгия Бооса. Именно он оказался на грани отставки после того, как в конце января на улицы города вышли тысячи калининградцев. Однако Боос удержался. Пока. Его полномочия истекают осенью 2010 года. О чем в Кремле ему и напомнили. Вернувшись из Москвы, губернатор собрал у себя на совещании лидеров областной оппозиции, после чего Константин Дорошок вышел из движения «Солидарность», а издатель газеты «Дворник» Арсений Махлов сообщил: «Самым трусливым поступком было бы призывать людей идти на митинг. Он может закончиться кровью и усилением репрессий».
В день подписания номера, 19 марта, Калининград еще гадал: бросят ли ОМОН против пикетчиков или нет. В городе тем временем появились листовки: «Дом советов, 20 марта, 13.00. Граждане идут на ярмарку, потому что митинг запретили! А ты?»

На другом конце земли

В большинстве российских городов выступления оппозиции были санкционированы властями. Лишь в Приморье накануне 20 марта сложилась столь же острая ситуация, как в Калининграде. Власти Владивостока запретили проведение митинга на центральной площади города коалиции, в которую вошли коммунисты, «Яблоко», движение ТИГР. Оппозиция Приморья намеревалась выступить против повышения тарифов ЖКХ и за снижение таможенных пошлин на импортные автомобили. После запрета на проведение митинга лидеры коалиции обратились в суд и прокуратуру, но успеха это не принесло. Несмотря на это, до последнего дня лидеры приморской оппозиции заявляли о намерении выйти на площадь во что бы то ни стало. В конце концов у оппозиции Приморья уже богатый опыт противостояния с властями. В последний раз ОМОН «Зубр» отправляли на подавление уличных выступлений именно во Владивосток, где 21 декабря 2008 года он жестоко разогнал горожан, протестовавших против повышения пошлин на ввозимые иномарки.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram