Еще в прошлом году стало очевидно, что главной экономической проблемой в обозримом будущем станут повсеместные бюджетные дефициты и стремительно растущие долги государств. Спасая финансовый сектор, государства проявили неслыханную щедрость, а кризис привел к резкому сокращению налоговых поступлений. Соответственно, бюджетные расходы выросли, а доходы резко сократились. При этом темпы восстановления в развитых странах оставляют желать лучшего (т.е. и доходная часть бюджетов растет не так быстро, как хотелось бы), а выходить из экстренного режима финансирования экономики государства не торопятся, опасаясь новой волны кризиса.
Соответственно, проблемы банков (даже самых крупных) отошли на второй план, и все внимание привлечено к государственным финансам. Сначала всех заставил изрядно понервничать Дубай, теперь вот Греция, которую нужно спасать от дефолта, причем делать это нужно срочно – уже на апрель приходятся крупные выплаты по греческим гособлигациям.
Как помочь Афинам, думает весь Евросоюз. Саммиты сменяются встречами министров финансов, и длится это уже не первый месяц. Однако действенного механизма так пока никто и не предложил. «Евролокомотив» – Германия – упорно отказывается взваливать на себя бремя греческих проблем, что совершенно неудивительно.
Во-первых, кризис ударил и по немецкой экономике. Это уже привело к росту протестных настроений. Забастовки железнодорожников сменяются забастовками авиадиспетчеров. Помощи требуют автомобильные концерны и судоверфи. И, согласись правительство Ангелы Меркель в этих обстоятельствах потратить лишний евроцент на залезших в долги соседей, этому правительству недолго останется руководить Германией.
Во-вторых, Меркель прекрасно понимает, что Греция – это только начало. Создай она прецедент, и завтра в очередь выстроятся Португалия, Ирландия, Испания, а там и Италия подтянется. Уже в начале этого года экономисты придумали новую аббревиатуру – PIGS (свиньи) – для обозначения группы стран - потенциальных банкротов. Входят в PIGS Португалия, Ирландия, Греция и Испания, причем место Ирландии в любой момент может занять Италия. Другие экономисты, махнув уже рукой на Грецию, говорят о «шестерке» STUPID (глупый), в которую входят Испания, Турция, Великобритания, Португалия, Италия и Дубай. Они в любой момент могут стать новыми грециями.
Включение Лондона в группу «неудачников» – знак чрезвычайно тревожный, свидетельствующий о том, что у инвесторов остается все меньше уверенности в том, что вчерашние мировые лидеры найдут способ решить проблему госдолга, которая для любой страны поменьше давно закончилась бы дефолтом.
Возвращаясь к проблемам Еврозоны, в которую Великобритания не входит, следует отметить инициативу главного экономиста Deutsche Bank Томаса Майера и главы брюссельского Центра европейский политических исследований Даниэля Гросса, которые предложили создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) – аналог МВФ – для решения проблем членов Евросоюза, нуждающихся в финансовой помощи.
Идею поначалу с восторгом приняла канцлер Германии Ангела Меркель, поддержали Франция и Еврокомиссия. Однако в Европе, с ее бюрократическими процедурами и сложным механизмом принятия ключевых решений, подобного рода фонд может рождаться годами и ко времени своего появления на свет окажется уже никому не нужен.
Но и это не главная проблема ЕВФ. Идея регионального антикризисного фонда не нова. В прошлом году свой «маленький МВФ» – Азиатский антикризисный фонд – создали страны Юго-Восточной Азии, есть что-то похожее на Ближнем Востоке. Даже Россия принимает участие в одном из подобного рода образований, согласившись профинансировать три четверти Антикризисного фонда ЕврАзЭс.
Если взглянуть на другие региональные антикризисные фонды, несложно заметить, что там присутствуют ключевые игроки с огромными накопленными золотовалютными резервами. И совсем незначительная часть этих резервов пошла на формирование фондов, призванных обеспечивать финансовую стабильность в регионе, вытаскивая мелких участников, размеры экономик которых несопоставимы с размерами доноров.
В Юго-Восточной Азии донорами служат Китай и Япония – страны, занимающие первое и второе место в мире по размерам своих резервов. В гораздо более мелком Антикризисном фонде ЕврАзЭс роль донора досталась России, для которой выделенные 7,5 миллиарда долларов – сумма скромная по сравнению с накопленными на 1 марта 436 миллиардами.
В Европе же на сегодняшний день потенциальных получателей денег ЕВФ гораздо больше, чем доноров. 20 из 27 стран Евросоюза имеют дефицит госбюджета выше 3% ВВП – предела, допустимого для 16 членов ЕС, перешедших на единую европейскую валюту и подписавших «Пакт стабильности» при переходе на евро. Даже Германия рискует в этом году превысить лимит бюджетного дефицита.
Кроме того, если еще совсем недавно прогнозы, предусматривавшие распад Еврозоны, любыми официальными лицами Европы с негодованием отметались, то сейчас настроения начинают меняться. В минувший четверг во время выступления в немецком парламенте Ангела Меркель пояснила, что подобное исключение следует рассматривать лишь как «последнее средство» – в случае постоянных нарушений маастрихтских критериев, определяющих условия приема государств в зону евро.
А еще канцлер Германии выступила против оказания быстрой помощи Греции, оказавшейся в бюджетном кризисе. В то же время она подчеркнула, что в ЕС не собираются никого бросать в трудную минуту, и призвала Грецию в полном объеме претворить в жизнь программу жесткой экономии.
Но Греция уже находится на грани социального взрыва. Одна общенациональная забастовка сменяет другую. Демонстрации в Афинах уже закончились уличными беспорядками и столкновениями с полицией. И режим жесткой экономии, который прописали Греции министры финансов зоны евро, может вообще привести к коллапсу греческой экономики.
Ситуация выглядит тупиковой. Если еще совсем недавно казалось, что, поиграв на нервах инвесторов и опустив курс евро до приемлемых для европейских экспортеров уровней, лидеры Объединенной Европы предложат детальный и четкий план спасения аутсайдеров, то сейчас надежд на это все меньше.