В российской истории купцам и предпринимателям часто приходилось не только финансировать власть, но и брать на себя решение государственных задач.
Никита Демидов — бывший крепостной крестьянин, ставший олигархом благодаря знакомству с Петром I |
Государь Иван IV Грозный 450 лет назад столкнулся с проблемой неспокойных пограничных регионов на востоке. Тогда границы Российского государства подошли к владениям сибирского хана Кучума, находившегося, как сказали бы сегодняшние политологи, в другом культурном и религиозном контексте. Нецивилизованный хан вместо налаживания взаимовыгодного сотрудничества грабил русские поселения и промыслы, резал торговых людей и вообще вел себя неспокойно.
Центральной московской власти, увлеченной построением самодержавной вертикали и Ливонской войной, было не до этих проблем. И тогда царь отдал восточные провинции под контроль частному бизнесу — Аникею Федоровичу Строганову, главе набиравшего мощь купеческого клана.
Его отец, Федор Строганов, при Василии III осваивал земли в Сольвычегодском и Устюжском районах, с которых собирал для казны оброк, выторговав "за хлопоты" освобождение от налогов и право неподсудности местным властям. Владения по рекам Каме и Чусовой, отписанные уже Иваном Грозным удачливым купцам,— как раз у границ Сибирского ханства. Кому же, как не им, налаживать "мирный быт"?
Строгановы быстро разобрались с непоседливым Кучумом, благо именной царский указ дозволял промышленникам создавать частные армии и вообще осуществлять функции власти на приграничных территориях. Одним из нанятых купцами "специалистов по безопасности" оказался некто Ермак Тимофеевич — преступный авторитет и лидер пиратской шайки, в чьем послужном списке были разбои и грабежи на окраинах государства. Его стараниями ханство Кучума было уничтожено, а земли включены в состав России. К концу беспокойного XVI века владения корпорации, как ее сейчас бы назвали, Stroganoff Group включали в себя всю Западную Сибирь. А глава торгового дома получил от царя на откуп часть дипломатических функций — в частности, Строгановы контролировали деятельность английских купцов из Московской компании, собирая откаты со всех внешнеторговых операций.