USD 92.92

+0.34

EUR 103.2191

-0.16

Brent 73.62

+0.17

Природный газ 2.849

-0.02

...

Алексей Улюкаев: макроэкономическая политика очень подвержена влиянию политических циклов

Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев полагает, что никакие антикризисные меры не могут быть эффективными без решения главной проблемы — слишком большого влияния на деятельность экономических регуляторов чисто политических факторов.

Алексей Улюкаев: макроэкономическая политика очень подвержена влиянию политических циклов

Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев полагает, что никакие антикризисные меры не могут быть эффективными без решения главной проблемы — слишком большого влияния на деятельность экономических регуляторов чисто политических факторов. Об этом, а также о том, как изменится регулирование финансовых рынков в посткризисном мире, он рассказал в интервью спецкорреспонденту "Денег" Петру Рушайло.

"Первый шаг регуляторов — разработка более ясных рекомендаций в области надзора"

В последнее время Банк России наряду с другими национальными банками не раз заявлял о необходимости проведения антициклической денежно-кредитной политики. В чем суть программы?

Идея антициклического регулирования настолько же стара, насколько и признанные деловые циклы. Всегда, особенно на стадиях кризиса и рецессии, все размышляли на тему, как обезопасить экономику и финансовую систему от таких больших падений. Сейчас все понимают, что кризисное падение — это следствие слишком большого взлета, перегрева экономики. Поэтому на стадиях кризиса, рецессии общественная дискуссия приобретает активный характер. Вносятся предложения, какие-то из них потом живут, какие-то сразу отмирают.

Если говорить о нынешнем состоянии дел, сейчас предложения по антициклическому регулированию связаны не столько с политикой процентных ставок центральных банков, сколько с областью надзора за банковской системой. Такое, отмечу, уже было: известен, скажем, введенный после Великой депрессии американский закон Гласа—Стиголла об отделении инвестиционного банкинга от коммерческого. Потом от данного принципа отказались, теперь снова собираются внедрять.

Так что боюсь, что это тоже определенный цикл — цикл идеологии антициклического регулирования.

Так в чем же она все-таки заключается?

Это некоторая система ужесточений и послаблений. Отсюда и цикличность. Например, в плане государственного бюджета. Когда государственная финансовая система расшатана, это приводит к идее о необходимости бюджетного профицита. А потом, когда бюджет находится в хорошем состоянии, опять от такой политики потихонечку отказываются.

Сейчас же кризис настолько глубок, что мировое сообщество финансовых регуляторов очень активно обсуждает буквально все, что связано с антициклическим регулированием. И все говорят о том, что избыточная мягкость денежной политики провоцирует надувание пузырей активов, провоцирует неправильную оценку рисков со стороны участников рынка. Более того, эти риски накапливаются в системе, что и приводит к взрывам.

При этом мягкая регулятивная политика предполагает возможность того, что часть рисков оказывается за балансами банков либо на балансах в тех организациях, которые напрямую неподнадзорны ни национальным, ни местным регуляторам. Иными словами, финансовая индустрия создает новый продукт, который регулятивно никому не подконтролен,— это и приводит к перегревам, пузырям.

Поэтому первый шаг регуляторов — разработка более ясных рекомендаций в области надзора.

Читать далее


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram