Почувствовать себя “Дерипаской в Пикалеве” могли вчера бывший первый вице-премьер РФ Владимир Потанин и его бывший партнер, известный дамский угодник Михаил Прохоров. Приехав на Саяно-Шушенскую ГЭС, Путин вновь продемонстрировал свое фирменное чувство юмора. Премьер прозрачно намекнул магнатам: если те не изменят своего поведения, на них вполне может обрушиться карающий меч государства. Два вызвавших гнев ВВП олигарха — люди опытные и подобные намеки понимают с полуслова. Но, прибегнув к такой форме публичной порки, Путин еще раз подтвердил: российское государство работает в режиме ручного управления. Пока премьер не рявкнет, ничего с места не сдвигается.
Говоря о невыполнении инвестиционных программ в энергетике, премьер заявил: “Скажем, ТГК-4 — даже планов нет работы, главный акционер там господин Прохоров, он неплохо себя чувствует в экономическом плане, как говорят в известных кругах, окэшился, деньги у него есть, он ходит по разным кабинетам, недавно ко мне заходил, у меня с ним очень добрые отношения. Ищет различные применения этим средствам”.
Не менее ласковых слов премьера удостоился и Владимир Потанин: “Другая компания — ОГК-3, главный акционер господин Потанин. Приобрел эту компанию за 81,7 млрд. рублей, а по допэмиссии получил 81,7 млрд. рублей, задаром по сути дела взял огромную собственность”.
Последним российским олигархом, не воспринявшим путинские намеки, был, как известно, Михаил Ходорковский. С тех пор у наших магнатов, словно у собак Павлова, выработался условный рефлекс. ВВП критикует лично тебя? Надо из кожи вон вылезти, но как можно быстрее отрапортовать об “устранении недостатков”. Вряд ли поэтому кто-то сомневается: бывшие партнеры правильно поймут слова премьера: “Давайте не будем ссориться, мы готовы подставить плечо, но это должна быть дорога с двусторонним движением”.
Но вот что вчерашнее путинское заявление говорит о состоянии дел в российском государстве? Не будем строить из себя кисейных барышень. Устраивать российским олигархам периодические встряски — дело полезное. В демократических кругах говорить об этом не слишком принято. Но до падения Ходорковского в 2003 году в среде наших магнатов платить налоги государству считалось исключительно дурным тоном.
Кроме того, публичное растаптывание олигархов хорошо для рейтинга. Никакое другое зрелище так не мило русскому народу, как добрый царь, таскающий за бороды злых бояр. Да и боярам (сиречь олигархам и прочим сильным мира сего) полезно помнить, кто здесь главный, и не расслабляться.
Но вот насколько применима боярская система управления в ХХI веке? С одной стороны, без нее никак. Если бы ВВП не стукнул посохом, Потанин и Прохоров скорее всего и пальцем бы не пошевелили. Олигархи ведь по определению люди могущественные и не привыкшие обращать внимание на просьбы, жалобы и требования всяких холопов, к коим, по их глубокому убеждению, относится 99% населения.
Однако, с другой стороны, все не так радужно. Пусть деятелям “Единой России” это покажется ересью, но Путин всего лишь человек, такой же, как мы с вами. Он не может объять необъятное. Но, как мы уже установили, сдвинуть что-то с места в России способна только недвусмысленно выраженная воля первых лиц. Вы все еще не можете понять, почему модернизация в России наличествует только в сладких речах политиков и экспертов? Может, настало время перестать удивляться?