USD 91.2881

-0.4

EUR 101.6207

-0.33

Brent 77.94

+0.78

Природный газ 2.046

-0.02

...

Любимый моногород может спать спокойно. Владимир Путин снова в Набережных Челнах

Если раньше перед приездом самого высокого начальства наши города просто асфальтировали, то теперь их изменяют до неузнаваемости. Так, город Набережные Челны враз сделали моногородом, а это уже совсем другой населенный пункт.

Любимый моногород может спать спокойно. Владимир Путин снова в Набережных Челнах

Если раньше перед приездом самого высокого начальства наши города просто асфальтировали, то теперь их изменяют до неузнаваемости. Так, город Набережные Челны враз сделали моногородом, а это уже совсем другой населенный пункт.

Звание моногорода нынче выглядит привлекательнее звания город-герой. Моногородам обещают деньги, и за это стоит побороться. Как водится, обещают всем, а дают некоторым. Насчитали в стране четыре сотни моногородов, а из их числа пока определили восемь самых моно-моно. И Набережные Челны — в восьмерке. С рулевым.

СМИ сообщили об этом как раз перед приездом на Каму Владимира Путина, который посетил Набережные Челны уже третий раз за год с небольшим. В день приезда премьер-министра акции КамАЗа выросли почти на 8 процентов. Рынок доверяет административной системе больше, чем она ему.

Спрашивается, с какой стати 510-тысячные Набережные Челны — моногород? Тут же имеются предприятия самых различных отраслей экономики. Но этим, оказывается, есть смысл пренебречь. Челны взрывоопасны. Растет безработица, треть населения города живет за чертой прожиточного минимума, и, по некоторым исследованиям, каждый четвертый готов участвовать в акциях протеста. Бывшая комсомольская стройка снова принялась голосовать за коммунистов, забыв, как при них рабочие после смены сражались в здешних магазинах за пакет молока.

Владимир Путин не привез деньги в виде ручной клади, зато привез проект стоимостью 2,4 миллиарда евро. При нем сели и подписали масштабное соглашение между «Фиатом» и российской автомобильной компанией «Соллерс» (в Челнах она базируется в цехах, где когда-то производили родную «Оку», и собирает машины марки Ssan Yong и Fiat). Сообщается, что совместное предприятие будет производить до 500 тысяч машин в год — это девять новых моделей различных классов.

Премьер-министр пообещал выделить новому СП долгосрочный кредит и напомнил, что «Соллерс» уже получал государственную поддержку — в прошлом году у него закупили на 5,7 миллиарда рублей автомобилей для государственных и муниципальных нужд.

Но это еще не вся поддержка отечественного автопрома. В тот же день в присутствии премьера был подписан контракт о поставке машин КамАЗа для силовых ведомств России — на 10 миллиардов рублей. Такие заказы не обсуждаются, а выполняются. И во многом гарантируют спокойную работу на целый год.

А что же с федеральными деньгами для самого моногорода? В прошлом году Набережным Челнам (в ту пору еще не моногороду) удалось получить из Москвы 719 миллионов рублей на организацию так называемых общественных работ — для тех, кому на основной работе нечем заняться. В эту не слишком продуктивную деятельность было вовлечено свыше 80 тысяч горожан. Сейчас, когда с новым статусом Челнов удачно определились, можно действовать еще смелее: здешнее руководство намерено получить на развитие 30 миллиардов рублей. Есть планы по созданию тут новых производств — вплоть до птицефабрики.

Если денег куры не клюют, то это в самый раз, но некоторые скептики выражают сомнения. «Зачем еще птицефабрика? — высказался в газете «Челны Лтд» генеральный директор картонно-бумажного комбината Сергей Титов. — Есть две… Загубили одну… Наши птицефабрики пошли по рукам некоторых правителей и их приближенных. Хорошие птицефабрики были. Тукаевская птицефабрика давала 16 тысяч тонн мяса в год…»

Титов, чей комбинат хорошо работает и в кризис, считает, что это недостойно — просить помощи у Москвы: «Городу, мое мнение, надо уйти от федеральных денег, от подачек. Надо зарабатывать внутри города. Это поднимет его честь».

Другое дело, если зарабатывать негде и нечем. Недалеко от Челнов, например, расположен несомненный моногород Вятские Поляны (это уже Кировская область). Там нет никаких картонных комбинатов и птицефабрик. Один военный завод «Молот» и базар-вокзал. «Новая газета» не раз рассказывала о том, как на «Молоте» по полгода не дают зарплату, как разовая и весьма незначительная субсидия из федерального центра ушла на затыкание дыр, а по части коренного решения проблемы ничего предпринято не было: высокий потенциал инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих по-прежнему не используется. И вот еще одна новость с берегов Вятки: с учетом тяжелого материального положения семей заводчан муниципалитет Вятских Полян взял на себя все расходы на питание их детей в школах.

Да, этот моногород дожил до того, что родители уже не в силах прокормить детей. Притом что Вятка впадает в Каму, Вятские Поляны выпадают из России…

P.S. Здесь же, в Набережных Челнах премьер-министр Путин обещал помощь организаторам ралли-рейда «Шелковый путь». Капитан команды «КамАЗ-Мастер» Семен Якубов сказал премьеру, что в прошлом году ралли обошлось в 15 миллионов рублей, и в этом году сумма будет такой же. «Договорились», — отозвался Путин.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram