USD 91.1868

0

EUR 100.7622

0

Brent 77.29

+0.36

Природный газ 2.193

+0.05

3 мин
...

Региональным бюджетам поможет секвестр

Стали известны региональные «лидеры среди отстающих». И заодно подтверждается факт, что для региональных бюджетов будущий год будет ничуть не лучше уходящего.

Региональным бюджетам поможет секвестр

Стали известны региональные «лидеры среди отстающих». И заодно подтверждается факт, что для региональных бюджетов будущий год будет ничуть не лучше уходящего.

Их доходы уже резко уменьшились, а размер помощи из дефицитного федерального бюджета не сможет покрыть все расходные обязательства субъектов. При этом губернаторам придется принимать «огонь на себя» и самостоятельно решать вопросы безработицы, задержек выплаты зарплат и, скорее всего, отказываться от части социальных выплат. Пересмотр инвестпроектов – также суровая неизбежность.

Сейчас региональные бюджеты уже испытывают дефицит доходов. По данным Федеральной налоговой службы, в январе-ноябре 2009 года поступления в региональные бюджеты «просели» на 15,4%. И если отчисления от налога на доходы физлиц уменьшились всего на 1%, то два других налога, формирующие значительную часть доходов субъектов РФ, сократились весьма ощутимо. К примеру, региональная доля налога на прибыль – на 41,8%. На треть сократились доходы от региональной доли налога на добычу полезных ископаемых.

Лидеры по падению доходов в 2009 году по сравнению с 2008 - Орловская область (-72%), Астраханская область (-62%) и Кемеровская область (-50%), говорит первый зампред комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике Галина Изотова. Спасителем пока стал федеральный бюджет, который с помощью трансфертов пытается компенсировать образующиеся «дыры».

Другие макроэкономические показатели также нерадужные. Снижение промышленного производства наблюдается во всех регионах, кроме Дальнего Востока. Наибольшее падение затронуло машиностроительные предприятия, металлургические заводы, сферу строительства. В 57 регионах сократились инвестиции в основной капитал. Лидеры по этому показателю – Карелия, Орловская, Рязанская, Ленинградская области. Оборот розничной торговли (индикатор спроса) вырос лишь в Ингушетии, зато в 60-ти регионах он сократился.

На фоне снижения доходов и падения производства, расходы субъектов федерации растут. К примеру, за девять месяцев 2009 года на 13% выросли их траты на оплату труда работников. В итоге меньше чем за год число регионов-«доноров», у которых объем доходов превышает показатели расходов, сократилось с 18 до 13 (в состав РФ входят 83 региона), подсчитал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. А разница в доходах на душу населения (между бедными и богатыми регионами) отличается по стране в 11,5 раз.

Улучшения экономической ситуации в 2010 году ждать не стоит. По данным Института регионов, суммарный дефицит бюджетов субъектов РФ составит 804 млрд рублей. При этом Минфин закладывает в свои расчеты необходимость компенсировать им из федерального бюджета лишь 423 млрд рублей. Именно в такую сумму ведомство Алексея Кудрина оценило объем будущей нехватки средств регионов.

Каким образом региональные власти будут решать проблему недостатка средства в «кармане» областей и краев и пытаться найти пути выхода из кризисной ситуации? Ответ очевиден - губернаторам придется делать нелегкий выбор по секвестированию расходов. «Регионам придется пересмотреть всю программу инвестиций на 2010 и последующие годы» - говорит Владимир Княгинин, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Правда, уменьшая расходы по этой статье, важно сохранить вложения в инфраструктурные проекты, поскольку при неразвитой инфраструктуре регион становится менее привлекательным для инвесторов. Кроме того, властям в ближайшее время имеет смысл определиться с будущими «точками роста» - теми предприятиями или даже отраслями, развитие которых в первую очередь будут способствовать улучшению экономической ситуации в регионе.

Опять же главам субъектов федерации придется пересматривать набранные в «тучные» годы социальные обязательства. Именно им придется решать, оставить расходы на поддержку семей с детьми или на помощь инвалидам. Особо ощутимо урезание этой статьи расходов станет для добывающих регионов, поскольку жители «бедных» регионов и так не могли похвастаться высоким уровнем соцподдержки.

Еще одна статья расходов, которая может быть пересмотрена при нехватке средств в казне области или края – траты на госаппарат, хоть они и не велики.

Безработица в 2010 году по прогнозам компании ФБК достигнет 2,8 млн человек. Впрочем, во многих регионах эта проблема болезненна уже сейчас. Бороться с безработицей можно было бы с помощью переселения людей в регионы, которые развиваются более динамично. Но большинство жителей «безработных» городов категорически отказываются переезжать в другие места. Лишь 5-6% безработных готовы переучиваться и переезжать, приводит грустную статистику член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. Это значит, что трудоустраивать граждан придется внутри субъекта федерации.

Реализация вышеперечисленных мер должна позволить несколько сбалансировать бюджеты субъектов федерации. Но все же без помощи федерального центра обойтись им вряд ли удастся. А потому губернаторам нужно заранее подготовить аргументы, почему именно их регион нуждается в дополнительной финансовой поддержке.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram