USD 96.7402

+0.1

EUR 104.5139

+0.13

Brent 75.88

+1.27

Природный газ 2.554

+0.01

...

Градообразующий взрыв. Проблемы моногородов решают в авральном режиме

За год кризиса правительство не смогло приблизиться к решению проблем моногородов, жизнь в которых обрывается вместе с остановкой градообразующего предприятия. Административным вмешательством и пожарным вливанием средств пока удалось избежать крупных социальных взрывов, однако акции протеста ширятся.

Градообразующий взрыв. Проблемы моногородов решают в авральном режиме

За год кризиса правительство не смогло приблизиться к решению проблем моногородов, жизнь в которых обрывается вместе с остановкой градообразующего предприятия. Административным вмешательством и пожарным вливанием средств пока удалось избежать крупных социальных взрывов, однако акции протеста ширятся. Две недели назад объявили голодовку рабочие в Байкальске, где еще недавно премьер Путин, казалось, решил основные проблемы. Вчера в лютый мороз на митинг вышли рабочие завода «Силикат» в Кировской области, которые год не получают зарплату. За год чиновники не смогли даже согласовать единый список проблемных моногородов. До сих пор все усилия ведомств направлены на выработку пилотных программ.

Несмотря на 35-градусный мороз, работники завода «Силикат», являющегося системообразующим в поселке Стрижи Кировской области, вышли на митинг протеста у здания областного правительства. Почти год не получая зарплату, они требовали передать управление предприятием трудовому коллективу, поскольку частный владелец довел завод до банкротства. Летом прокуратура провела на заводе проверку соблюдения трудового законодательства и выяснила, что рабочим не выплачивали зарплату, несмотря на то что деньги на счета предприятия поступали. По итогам проверки возбуждено уголовное дело, однако этим решением семьи не накормишь.

В администрации поселка Стрижи «НГ» сообщили, что ситуация складывается очень серьезная. «На 22 декабря был назначен суд о признании завода банкротом, после которого должны назначить конкурсного управляющего и начаться процедура банкротства, – отметил представитель администрации. – Но суд, а вместе с ним и решение вопроса перенесли на месяц, отсюда и взрыв возмущения». Ситуацию пытаются регулировать областные власти, записывая народ на общественные работы. Пока трудоустроены около 200 человек, но желающих даже на зарплату в четыре с небольшим тысячи рублей в месяц гораздо больше. «Остановлен не весь «Силикат» – лесоперерабатывающее производство на нем еще работает, – пояснили в руководстве поселка. – Но ситуация пока неизвестна, на что надеяться, неясно. Выживают кто как может, но сил остается все меньше».

Погасив взрыв в Пикалеве и Тольятти, власти смягчили проблему, но не приблизились к ее решению. В частности, две недели назад на голодовку с требованием погасить долги по зарплате вышли работники ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Это при том, что ситуация с ЦБК, по словам властей, после вмешательства федерального правительства пошла на поправку. Подобных примеров растущего недовольства по всей стране сотни.

На фоне ухудшающейся ситуации правительство все еще ищет алгоритмы решения проблемы. В прошлый вторник глава Минрегиона Виктор Басаргин презентовал пилотный проект программы развития моногородов, который намерены разработать на опыте Тольятти. «Хотя каждая программа будет уникальна по своему насыщению, но тем не менее алгоритм будет для всех одинаков», – отметил он.

Между тем списка моногородов в Минрегионе нет до сих пор. Это вчера подтвердили «НГ» в пресс-службе ведомства. Эксперты вынуждены пока соревноваться в подсчете количества проблемных точек.

Существует перечень из 22 городов, который данное министерство считает моногородами, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Но как минимум четыре из них к этому определению не относятся, – поясняет она. – Например, не может Горно-Алтайск – столица субъекта Федерации – быть моногородом. То же самое Нижний Тагил, где есть два огромных разноотраслевых предприятия. Этот список очень лоббистский. Но сильно бодаться не будем, потому что проблема не в списках». Масштаб проблемы, по ее словам, экспертам известен: в острой фазе она касается 30–40 городов, системно – около 250. «Нужен алгоритм взаимодействия власти, бизнеса и регионального руководства», – уверена Зубаревич.

Замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгений Гонтмахер считает, что моногородов у нас около 450 и примерно 100 из них находится в некой зоне турбулентности, когда новая экономическая ситуация делает социальное и экономическое положение кризисным. «В этом году власти не допустили резких обострений, но говорить, что проблему решили, абсолютно нельзя, – считает он. – Мы находимся лишь в начале решения». По его мнению, политика сдерживания этой проблемы, видимо, была оправданна в уходящем году, потому что социальные последствия были опасны. Но в 2010 году ситуация изменится, причем не в лучшую сторону. «Во-первых, нет такого количества денег в бюджете и, как я понимаю, нет желания тратить их именно таким образом, – отмечает аналитик. – Есть показательные точки – Тольятти, Пикалево, Байкальск. Но, к сожалению, таких точек на самом деле несколько десятков. И уже все понимают, что денег не хватит. Во-вторых, из кризиса мы пока не вышли, и это тоже все прекрасно понимают. И мировая, и внутренняя российская конъюнктура пока не способствуют, по крайней мере в 2010–2011 годах, чтобы производство в этих моногородах оживлялось и тем более росло».

Как считает Гонтмахер, время принятия системных решений назрело. «Наверное, в рамках федеральной программы, которая будет разработана и принята, – продолжает он. – Речь, видимо, должна идти о том, что правительство должно предложить какой-то набор моделей для таких субъектов – отраслевая и кадровая специализация, географическое положение и т.д. Фактически в отношении каждого моногорода должна быть создана модель: где-то производство надо закрывать и перепрофилировать, где-то при вложении инвестиций его продолжать, а где-то менять менеджмент. Это большая и кропотливая работа, большая часть которой, по-моему, ложится на местные или региональные власти, местный бизнес». Эти 10–15 или сколько их еще будет моделей, по его словам, должны быть выработаны в рамках федеральной программы и, как меню в ресторане, использоваться в каждой конкретной ситуации. «Это проблема не на один год, а на весь период модернизации экономики, который предстоит пройти», – полагает эксперт.

«Власти проблему наконец-то осознали и – самое важное – не сказали, что будут спасать все моногорода, – отмечает партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Перов. – Потому что понятно: все они сохраниться не могут». С его точки зрения, проблему решить можно, сконцентрировав на этом все усилия экономики, что в условиях кризиса маловероятно. В результате власти по-прежнему будут гасить пожары там, где будет опасность социального взрыва.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram