Мексика заработала 5,7 млрд долл на падении цен на нефть. Об этом сообщил министр финансов страны Агустин Карстенс. Деньги мексиканскому правительству выплатили Deutsche Bank, Barclays, Goldman Sachs и Morgan Stanley. Дело в том, что летом 2008 года мексиканцы зафиксировали с помощью производных контрактов минимум цены на 2009 год на уровне 70 долл за баррель. Сделка принесла 7% прибыли правительству Мексики. Причем, если бы не рост цен на нефть во втором полугодии этого года, ее размер был бы еще больше.
Goldman Sachs прогнозирует, что стоимость нефти в 2010 году составит 90 долларов за баррель
Мексиканские чиновники посчитали этот опыт положительным. На 2010 год Мексика захеджировала основной объем экспортных поставок «черного золота» на уровне 57 долл за баррель. Именно такой уровень нефтяных цен ожидают в Мехико в следующем году. В случае, если цены окажутся значительно выше этого уровня, то мексиканскому правительству придется выплатить деньги банкам-контрагентам. Но в этом случае у него будут на это деньги, поскольку доходы в бюджет от продажи нефти будут высоки. Если же цены окажутся на прогнозируемом уровне, то мексиканское правительство, потеряв из-за дешевой нефти, приобретут за счет выгодной продажи опционов.
Нерусская рулетка
Правительство России заложило в бюджет на следующий год практически тот же уровень цен на нефть, что и правительство Мексики – 58 долл за баррель. То есть, чиновники обоих стран придерживаются консервативных взглядов относительно будущих цен на «черное золото». В то же время, Goldman Sachs, например, прогнозирует, что стоимость нефти в 2010 году составит 90 долларов за баррель. Соответственно, если прогноз банка сбудется, то банк заработает на сделке с мексиканским правительством.
Китайские компании понесли по хеджевым контрактам убытки на сумму 1,67 млрд долл
Россия не практикует заключение подобных контрактов. Главная опасность в них – это не угадать направление движения цен на нефть и потерять много денег. В качестве примера можно привести историю с китайскими государственными компаниями. По данным Bloomberg 68 китайских компаний купили до кризиса производные контракты на нефть в расчете на ее дальнейший рост. Однако, из-за падения цен, они понесли по этим контрактам убытки на сумму 1,67 млрд долл. В сентябре даже появилась информация о том, что китайским компаниям будет разрешено допустить дефолт по этим контрактам. Однако, позже правительство КНР дезавуировало это сообщение.
Страховка от кризиса
Однако, понять, почему китайцы так возмущаются – трудно. Ведь, смысл хеджирования в том и заключается, что ты страхуешь себя от негативного сценария. Для нефтеэкспортеров, вроде Мексики и России, это падение цен на нефть, а для нефтеимпортеров, вроде Китая, это, наоборот, ее удорожание. Поэтому для Москвы и Мехико логично покупать опционы на снижение цен, а для Пекина – на повышение. Конечно, Китай потерял деньги на производных контрактах, зато он выиграл от удешевления энергоресурсов.
Россия могла бы попробовать использовать инструменты хеджирования, чтобы подстраховаться от падения цен в следующем году. В этом случае бюджет не потеряет слишком много денег из-за удешевления нефти. Впрочем, у России уже есть своя страховка – резервные фонды. Видимо, правительство считает, что этот вид страхования более выгоден, нежели покупка хеджевых контрактов.