Банкротство Dubai World — это не самая плохая новость последних недель. С точки зрения долгосрочных перспектив мировой экономики самая худшая новость — обсуждение конгрессом США ограничения независимости и полномочий Федеральной резервной системы (ФРС). Уменьшение независимости центрального банка США приведет к значительному ухудшению экономической политики, высокой инфляции и, возможно, концу эры доллара как самой надежной резервной валюты. Если к этому времени доллару не найдется альтернативы, то это означает, что мировая экономика лишится номинального якоря.
Что представляет собой ФРС США? Administrative Procedure Act, закон, регулирующий деятельность правительства и агентств США, указывает на то, что ФРС не принадлежит федеральному правительству США. ФРС финансирует свою деятельность самостоятельно; ее бюджет не требует одобрения конгресса. На ФРС возложены не только функции денежной политики, но и надзора за банками. ФРС обязана представлять перед конгрессом дважды в год «Доклад о денежной политике», в котором ее председатель отчитывается за принятые решения и их прогнозируемое влияние на экономику. ФРС является одним из самых независимых центральных банков мира.
В ноябре этого года были предложены два законодательных акта, существенно ограничивающих роль и независимость ФРС. Первый из них, продвигаемый демократом и председателем банковского комитета сената Кристофером Доддом, предлагает отобрать у ФРС функции надзора за банками. Второй («Акт о прозрачности ФРС») — продвигаемый давним врагом ФРС конгрессменом-республиканцем Роном Полом — предлагает кардинально изменить систему аудита центрального банка. Именно «Акт о прозрачности ФРС» особенно опасен для ее независимости. Этот акт позволит конгрессу проводить аудит и предоставит детальный отчет о денежной политике и операциях с другими центральными банками. До этого конгресс мог проводить аудит бюджета ФРС, но не решений по денежной политике.
Другими словами, и палата представителей, и сенат США используют кризис для начала беспрецедентной атаки на ФРС. На это есть причины. Многие комментаторы считают, что именно политика низких процентных ставок времен Алана Гринспэна надула пузырь на рынке недвижимости и стала одной из причин кризиса. Кроме того, американцы традиционно недолюбливают могущественную и закрытую для публики ФРС. Еще при ее создании в 1913 г. эту организацию критиковали как служащую финансовым интересам Уолл-стрит и банкиров Моргана и Рокфеллера. Сейчас популярна теория заговора, согласно которой ФРС является одним из главных институтов всемирного «теневого правительства». Например, Google выдает почти в полтора раза больше результатов на запрос conspiracy theory fed (теория заговора ФРС), чем на запрос о ставшем столь популярным после книги Дэна Брауна тайном обществе иллюминатов. Конечно, вряд ли ФРС какое-то тайное общество, но отрицать тот факт, что американцы винят в кризисе ФРС, нельзя.
Существенное ограничение независимости центрального банка — не из области фантастики. Например, президент США Эндрю Джексон жестко боролся с предшественником ФРС — Second Bank of the United States (1816-1836), запретив держать государственные денежные средства на счетах банка. В 1836 г. устав Second Bank истек, и он прекратил свое существование вплоть до 1913 г., когда был воссоздан в форме ФРС.
Неудивительно, что традиционно непубличный председатель ФРС Бен Бернанке написал статью в The Washington Post. В ней он критикует меры по ограничению независимости центрального банка. Он пишет: «Сегодня, как никогда, Америке нужен сильный, деполитизированный и независимый центральный банк с инструментами для поддержания финансовой стабильности и для помощи экономике в борьбе с инфляцией».
Независимость центрального банка — один из основных принципов эффективной денежной политики. Экономические исследования показывают, что в странах с более независимым центральным банком инфляция ниже. Независимость важна и для поддержания репутации в денежной политике в целом — а это очень важно, например, для роли доллара как самой надежной резервной валюты.
Уже очевидно, что США вскоре столкнутся с огромными макроэкономическими проблемами. Где взять деньги, чтобы оплатить огромный государственный долг, еще более увеличивающийся из-за расходов на войну в Ираке и Афганистане, меры по борьбе с кризисом и предстоящую реформу системы здравоохранения? Если центральный банк потеряет независимость, смогут ли американские конгресс, сенат и правительство удержаться от очевидного искушения — вместо непопулярного повышения налогов и сокращения госрасходов просто повысить инфляцию? Это вполне реально. Во-первых, для этого даже не надо печатать денег — стоит всего лишь отказаться от exit strategy (стратегии выхода из кризиса), т.е. не изымать из экономики доллары, вброшенные во время острой фазы кризиса. Во-вторых, так как половина американского долга сегодня находится у иностранцев, рост инфляции ляжет в первую очередь на их плечи.
Ситуация действительно опасная. Скорее всего, реформы Додда и Пола не пройдут или пройдут лишь в существенно ограниченном варианте. Но сам факт, что такие реформы всерьез обсуждаются и поддержаны значительным числом конгрессменов и сенаторов, дает сигнал и ФРС, и инвесторам по всему миру, что американский электорат может уменьшить независимость центрального банка. Впервые со времени основания ФРС ставится под сомнение тот факт, что денежная политика США не зависит от политического или краткосрочного популистского влияния. Такой сигнал может в конце концов подорвать доверие к доллару и спровоцировать беспорядочное бегство инвесторов из долларовых активов. Это, в свою очередь, приведет к потрясениям гораздо более серьезным, чем события вокруг Dubai World, и даже более серьезным, чем банкротство Lehman Brothers.
Авторы — ректор Российской экономической школы, профессор «Морган Стэнли»; профессор Йельского университета и Российской экономической школы