Нужна ли вообще, по мнению Владимира Путина, России демократия? Это вопрос снова возник после очередного сеанса ответов на вопросы россиян, проведенного премьером в четверг.
Как и раньше во время подобных мероприятий, большая часть времени ушла на обсуждение проблем отдельных граждан и предприятий. Однако за четыре часа, которые длилась "прямая линия", нашлось время и для политики.
"У нас, слава Богу, никаких выборов нет!" – заявил премьер, давая отрицательный ответ на вопрос, не был ли его недавний приезд на молодежный конкурс по хип-хопу направлен на повышение рейтинга.
Путинское "слава Богу!" можно было бы счесть "оговоркой по Фрейду", но спустя некоторое время он вновь вернулся к теме выборов и рейтингов.
"Самой большой ошибкой было бы подчинить текущую работу интересам будущих выборных кампаний. Как только человек начинает задумываться о рейтингах, о том, как он должен был бы поступить в интересах своей будущей избирательной кампании, он сразу будет чувствовать себя по рукам и ногам связанным, и не сможет принимать, может быть, не всегда приятные, но необходимые решения", - заявил он.
Пагубность популизма является общим местом. В этом смысле с Путиным трудно не согласиться. Однако весь цивилизованный мир, тем не менее, живет от выборов до выборов и полагает, что преимущества демократии перевешивают ее издержки.
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов полагает, что "слова Путина о выборах звучат двойственно".
"С одной стороны, не секрет, что при Владимире Путине число выборов в России сократилось, - заявил политолог Би-би-си. – Можно предположить, что он относится к этому институту без восторга. С другой стороны, выступление было в высокой степени патерналистским, ориентированным на поддержку малообеспеченных слоев, прежде всего людей старшего возраста. Это основная социальная база поддержки Владимира Путина. Так что тут, конечно, определенное лукавство присутствовало".
К словам эксперта можно добавить, что кроме пенсионеров и работников находящихся в кризисе предприятий, "основной базой поддержки" премьера являются "силовики". Во всяком случае, говоря о взрыве "Невского экспресса", он не произнес ни слова критики в адрес спецслужб, взамен посоветовав "всему обществу, каждому из нас осознать угрозу" и "быть бдительными".
База, между прочим, немаленькая. Как напомнил сам Путин, только в органах и войсках МВД служат 1,4 млн человек, то есть 1% населения России.
"Лукавство", по мнению наблюдателей, проявилось и в другом: премьеру и лидеру "Единой России" можно не особенно волноваться о рейтинге не только потому, что в ближайшие два года проверять его на избирательных участках не придется, но и главным образом из-за отсутствия реальной оппозиции.
"Основой власти Владимира Путина в последние годы был не только высокий рейтинг, но и нейтрализация публичной политической конкуренции. Политическая конкуренция в России идет полным ходом, но она идет в кулуарах, она никак не связана с деятельностью публичных политических институтов", - говорит Виноградов.
Выборы-2012: "я подумаю…"
Время летит быстро. Будущей весной президентский срок Дмитрия Медведева перевалит через экватор. Одновременно подходит к концу двухлетний период, в течение которого, по негласной российской традиции, новый президент не должен менять политику предшественника и трогать его кадры.
Поэтому примечательно не то, что Путина спросили о его политических планах, а то, что он захотел отвечать.
"Не дождетесь!" - заявил премьер в ответ на вопрос, нет ли у него желания оставить политику и пожить для себя.
Случайно, или нет, он дословно повторил фразу Юрия Лужкова, сказанную при аналогичных обстоятельствах 12 октября.
То ли это совпадение, то ли Путину понравилась решительная формулировка московского мэра.
На прямой вопрос, собирается ли он баллотироваться в президенты в 2012 году, Путин ответил, как и раньше, то есть достаточно уклончиво.
"Я подумаю. Времени еще достаточно. Каждый на своем месте должен исполнять свой долг, работать эффективно", - сказал он.
Путин добавил, что его решение будет зависеть от положения дел в экономике и социальной сфере.
Что, собственно, он имел в виду? За экономику и уровень жизни президент и премьер отвечают в равной мере. Если дела к 2012 году будут идти плохо, то, в принципе, уходить надо обоим. А если хорошо, то кому следует баллотироваться?
Михаил Виноградов призывает не искать в словах Путина слишком глубокий смысл.
"Я думаю, что подобные намеки Путина не стоит анализировать напрямую и рассматривать под микроскопом каждое слово. Путин не столько мастер сигналов, сколько мастер операций прикрытия. За полгода до прошлых президентских выборов регулярно подавались сигналы, что Медведев никаким преемником не будет. То же самое и сейчас", - говорит он.
"Решение, скорее всего, еще не принято. Но Путин заинтересован держать интригу, чтобы политическая элита не совершала никаких самостоятельных шагов, понимая, что все еще могут много раз перерешать. Это совершенно сознательный элемент управления поведением элиты со стороны Путина", - добавляет Виноградов.
Политолог Андрей Пионтковский считает иначе. По его мнению, борьба за Кремль уже началась, и слова "не дождетесь!" - главные во всем путинском выступлении.
"Это был ответ не слушателю, - заявил он в интервью Би-би-си. - Это был ответ медведевскому лагерю, который в течение нескольких месяцев, не называя Путина по имени, подвергает беспощадной критике итоги его десятилетнего правления".
Пример такой критики Пионтковский видит в сентябрьской статье президента "Россия, вперед!".
Эксперт обращает внимание на то, что в этот раз Путин высказался о своем преемнике и партнере суше, чем прежде.
Действительно, в ответ на ставший традиционным вопрос о том, как складываются отношения в "тандеме", премьер не назвал Дмитрия Медведева другом, и не делал комплиментов его способностям, а лишь заметил, что они с Дмитрием Анатольевичем "знакомы много-много лет".
"Мы много вместе работали, мы вместе закончили один университет, учились у одних и тех же преподавателей, которые закладывали в нас не только знания, но и отношение к жизни. Общие принципы позволяют нам эффективно работать и сегодня", - сказал он.
"На этот раз, не говорилось ни о какой лавочке, на которой они сядут рядышком и подумают. Складывается впечатление, что думать собирается он один", - замечает Пионтковский.
Политолог сослался на опубликованную в США статью известного еще с советских времен кремленолога Дмитрия Саймса, который, в свою очередь, процитировал слова неназванного "близкого к Путину лица" о том, что "терпение Владимира Владимировича не безгранично".
Вызов принят?
По конституции президент РФ располагает почти неограниченной властью, и теоретически может в любой момент сместить главу правительства одним росчерком пера.
До сих пор большинство наблюдателей сходилось во мнении, что Дмитрий Медведев не делает этого по одной-единственной и простой причине: не хочет. В конце концов, Путин сам выбрал его в преемники, предварительно неплохо изучив за годы совместной работы.
Однако теперь появились некоторые признаки того, что между Медведевым и Путиным действительно пробежала черная кошка.
Президент, находящийся с визитом в Италии, не оставил ремарки Путина о выборах без внимания.
"Премьер Путин сказал, что не исключает этой возможности [баллотироваться в 2012 году]. Я тоже не исключаю этой возможности", - заявил Медведев в Риме.
Правда, при этом он добавил, что "мы с ним в любом случае люди близкие, хорошо друг друга понимающие, работающие совместно. Мы сможем договориться, каким образом не толкаться локтями, а принять для нашей страны разумное решение".
"Мы не знаем будущего, мы не знаем, что будет через несколько лет, но в любом случае будем вести себя как ответственные политики, я в этом уверен", - сказал Медведев.
Однако предложение договориться - совсем не то, что готовность подчиняться.
Андрей Пионтковский полагает, что своими действиями в последние месяцы президент уже "бросил перчатку" бывшему боссу.
При этом он склонен считать, что большинство козырей, и в первую очередь возможность распределять финансовые ресурсы, пока на руках у Путина.
"Для меня не совсем понятна та дерзость, с которой "медведевские" занимаются обличением путинского периода, говорит он. - Но, может быть, они знают что-то такое, чего мы не знаем?"