Министерство транспорта поддержало предложение Министерства экономического развития отменить обязательное наличие бесплатного объезда при платных дорогах. Теперь деньги можно будет брать за проезд не только по новым трассам, но и по старым, "реконструированным". Такое предложение выглядит по меньшей мере странно, поскольку нарушает действующее законодательство и противоречит мировым нормам.
Минтранс поддерживает предложение об отказе от обязательного наличия альтернативных бесплатных дорог при строительстве новых платных трасс или реконструкции старых. Об этом в понедельник заявил глава министерства Игорь Левитин. Он напомнил, что такие нормы есть, в частности, в законодательстве Казахстана и Китая.
Правда, в Европе так не принято, но это чиновников не смущает. Возможно, потому, что в этом случае можно будет не строить новую дорогу, а подлатать старую и брать за нее деньги. Минимум усилий плюс неиссякаемый поток наличности. Пробки, ямы - это уже будет неважно, потому что альтернативы все равно нет.
Впрочем, Левитин подчеркнул, что каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально. "Мы поддерживаем это предложение, но это не значит, что каждую ситуацию не нужно смотреть отдельно", - сказал министр.
- Если мы идем дорогой Западной Европы, то нужно знать, что в Евросоюзе бесплатной альтернативы нет только там, где частная территория. Но не это главное. Меня пугает фраза про реконструкцию дорог. Может получиться так, что "Росавтодор" возьмет в собственность уже существующие трассы, такие как Москва-Екатеринбург, реконструирует их и сделает платными. Это скажется в первую очередь на потребителе, потому что все подорожает, - беспокоится представитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Напомним, что первоначально эту идею высказал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. По его словам, такие решения необходимы для привлечения частных инвестиций в строительство новых и реконструкцию старых дорог. Одна беда - инициатива эта противоречит действующему законодательству.
- Это просто-напросто нарушение Конституции. Любой гражданин имеет право на свободное перемещение. У потребителей должен быть выбор. Я не знаю, что там в Китае, Казахстане, но в России Конституцию еще никто не отменял, - рассуждает заместитель директора Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров.
- Помимо Конституции, где прописано право граждан на свободу передвижения, инициатива противоречит действующему закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", где четко прописано обязательное наличие альтернативных трасс, - добавляет председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. - Я не знаю, зачем делаются подобные заявления, мы еще ничего не построили...
В пресс-службе Минтранса "Известиям" предложили оригинальный выход из ситуации:
- В тех местах, где не будет альтернативных дорог, можно пользоваться альтернативными видами транспорта - например, электричкой или автобусом.