USD 96.6657

0

EUR 104.8094

0

Brent 76.05

0

Природный газ 2.56

0

...

Сколько накапает? Подешевеет ли в России бензин

Цены на бензин в России снова устремились вверх. Противостоять этой напасти пытается Федеральная антимонопольная служба. Она выписала рекордно высокие штрафы «Лукойлу» и «Роснефти», а затем выступила с инициативой об обязательной продаже на бирже не менее 15% нефтепродуктов. Подешевеет ли бензин — спрашивал The New Times

Сколько накапает? Подешевеет ли в России бензин

Цены на бензин в России снова устремились вверх. Противостоять этой напасти пытается Федеральная антимонопольная служба. Она выписала рекордно высокие штрафы «Лукойлу» и «Роснефти», а затем выступила с инициативой об обязательной продаже на бирже не менее 15% нефтепродуктов. Подешевеет ли бензин — спрашивал The New Times

По данным аналитического центра «Кортес», с 26 октября по 3 ноября бензин Аи-80 подорожал на 1,2%, Аи-92 — на 1,7%, Аи-95 — на 0,6%. По мнению президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, к росту топливных цен привела дорожающая нефть. А поскольку нефтяные фьючерсы повышаются, Аркуша опасается, что и цены на автозаправках не остановятся на сегодняшнем уровне и продолжат рост. Зависимость цены бензина на российских АЗС от стоимости барреля нефти на мировых площадках смотрелась бы убедительно, если бы не ситуация годичной давности: тогда за пару месяцев черное золото подешевело чуть ли не втрое, а бензин на заправках — лишь на 1,5–2%, да и то после вмешательства антимонопольных органов.

Волшебные накрутки

Эксперты, опрошенные The New Times, считают, что цены на заправках определяются отнюдь не только стоимостью нефти, но и технологическими особенностями производства бензина в России. Во-первых, в отрасли преобладает устаревшее, еще советских времен оборудование, из-за этого растет себестоимость. Во-вторых, надо учитывать огромную географическую протяженность наших нефтяных маршрутов и монополию владельца трубопроводов — «Транснефти». За доступ к трубе компаниям приходится платить дополнительно, и эти затраты закладываются в цену конечной продукции. В-третьих, в регионах существуют свои цепочки посредников от нефтяных компаний до конечных потребителей, как правило, завязанные на местную власть. А каждое звено в цепочке — накрутка цены. Михаил Турукалов, аналитик «Кортеса», уточняет, что продавцы топлива сейчас работают с маржой, которая составляет в среднем по стране 25–27%.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) главным злом считают ценовые сговоры, которые практикуются крупнейшими нефтяными компаниями, а также непрозрачный механизм формирования цен внутри этих компаний. Дело в том, что отраслевые холдинги имеют вертикально-интегрированную структуру, в которую входят добывающая нефть компания, нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и сеть автозаправок. Такая структура «нефтянки» принята во всем мире: она позволяет сокращать издержки на управление. Но в России, как рассказал источник в ФАС, она к тому же позволяет волшебным образом увеличить стоимость бензина Аи-92 почти вдвое: с 15 тыс. рублей за тонну на выходе с завода до 26 тыс. рублей за тонну на заправке. Если считать в розничных единицах — с 11,5 рубля до 20 рублей за литр. Для этого, по словам источника, руководству компании достаточно ввести запрет на прямую продажу малых объемов бензина непосредственно с НПЗ. И создать внутри холдинга цепочку посреднических фирм, которые перепродают бензин друг другу, постепенно уменьшая объем сделок и увеличивая цену. В результате наши НПЗ менее 200 тонн (260 тыс. литров, или 5 железнодорожных цистерн) «в одни руки» не отпускают, отправляя всех желающих к посредникам.

Штраф в помощь

Особенно удручающая ситуация с ценами на бензин в регионах — чем удаленнее от столицы, тем хуже: все территории, как утверждают в антимонопольной службе, попросту поделены между крупнейшими нефтяными компаниями. И если средняя цена на Аи-92 на заправках «Лукойла» в Москве — 20 рублей за литр, тот же бензин у той же компании в Иркутске стоит уже 25 рублей за литр. А других заправок в Иркутской области просто нет, они туда не допускаются посредством «административных барьеров». Минфин подсчитал возможные потери от подобных «шалостей» нефтяников. Картина получилась следующая: они платят на НПЗ акциз на бензин (3900 рублей за тонну Аи-92) и обычный 25-процентный налог на добавленную стоимость (НДС). Понятно, что нефтяникам выгодно занизить цену за тонну бензина на НПЗ и заплатить 25% с 11,1 тыс. рублей, чем с 22,1 тыс. рублей (цена на заправке после уплаты акциза). К тому же большой завод налоговикам легко проконтролировать, а каждую заправку затруднительно. В результате с тонны бензина компания в среднем платит налог около 7 тыс. рублей, а не 10,5 тыс. рублей, как должна бы.

Чтобы хоть как-то обуздать ценовые аппетиты компаний, в антимонопольное законодательство с 1 января 2009 года были введены оборотные штрафы. (Исчисляются не с убытка государства за конкретное нарушение, а со всего оборота компании). И начиная со второй половины нынешнего года
ФАС начала активно применять их в «нефтянке». 5 ноября рекордный штраф — 6,54 млрд рублей — был выписан компании «Лукойл». Да и вся первая шестерка крупнейших в истории России штрафов приходится на представителей этой отрасли. Правда, ни один из этих штрафных миллиардов в реальности так еще и не заплачен: холдинги оспаривают их в судах.

Биржа рассудит

Антимонопольная служба собирается ударить по растущим ценам не только штрафами, но и свободной торговлей. ФАС выступила с инициативой об обязательной продаже на бирже не менее 15% нефтепродуктов, выпускаемых на рынок. «Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса нефтяных компаний препятствуют развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы рынка», — поясняет Анатолий Голомолзин, заместитель председателя ФАС. Логика антимонопольщиков такова: биржа установит истинную стоимость топлива в конкретный период, и с нефтяных компаний, цены которых сильно превысят эту рыночную планку, теперь можно будет спросить «по полной». Голомолзин высказал уверенность в том, что реализация инициативы ФАС приведет к тому, что компании вынуждены будут сблизить отпускные цены на НПЗ и розничные на заправках, а также допустить мелких игроков к открытию заправок в монополизированных тяжеловесами регионах.
Однако независимые эксперты сомневаются в том, что успех будет скорым. Они напоминают, что США столкнулись с проблемой организации биржевой торговли нефтью в 60-х годах прошлого века. И в начале процесса мало кто верил, что государству удастся разрушить сложившиеся в американской нефтяной промышленности цепочки посредников. Но политическая воля (антимонопольные санкции и штрафы там применялись весьма активно) в сочетании с общими выгодами от прозрачности рынка сумели победить нефтяное лобби. Вот только для запуска полноценной торговли нефтепродуктами на бирже NYMEX американцам потребовалось без малого 30 лет.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram