Отправляя людей в социальные учреждения, проблему безработицы не решить, поскольку этот подход не станет массовым. Но найти пути решения проблемы нехватки персонала соцучреждений, используя ресурсы безработных, вполне можно.
Одним выстрелом – двух зайцев
Накануне праздников министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова предложила убить одним выстрелом двух зайцев: устраивая безработных трудиться в социальные учреждения, решить проблему очереди в них. По словам министра, в домах престарелых, интернатах и так далее, ощущается явная нехватка персонала. В то же время, свободных рук сейчас в стране предостаточно – только в центрах занятости зарегистрировано чуть больше 2-х миллионов человек. Что, если совместить – свободные руки и свободные места? Тогда удастся решить сразу две проблемы: снизить уровень безработицы и повысить качество услуг в социальных учреждениях, или хотя бы ликвидировать очередь в эти самые учреждения. По ее словам, чтобы целиком удовлетворить потребности населения, нужно увеличить количество мест в соцучреждениях на 10%.
Свободных рук в стране предостаточно – только в центрах занятости зарегистрировано чуть больше 2-х миллионов человек
«Мы, в частности, когда в 2009 году формировали документы по мероприятиям, осуществляющимся на рынке труда субъектов РФ, ориентировали регионы на необходимость задействовать в этих целях граждан, которые высвобождаются с закрывающихся предприятий, встают на учет в органы службы занятости», – отметила министр.
Голикова вновь обратилась к различным службам в регионах, чтобы при формировании программ содействия занятости населения на 2010 год, они подумали о возможности устраивать людей работать в соцучреждения.
Отказы от вакансий
«Теоретически, конечно, возможно все. Но насколько это реалистично – большой вопрос. В бюджетные учреждения люди не идут работать, даже будучи безработными», – прокомментировала ER.RU инициативу министра директор Института управления социальными процессами Высшей школы экономики Татьяна Четвернина. По ее словам, в июне, когда в стране был пик безработицы, институт проводил обследование центров занятости. Выяснилось, что большинство отказов от вакансий на бирже труда – это отказы от вакансий врачей и младшего медицинского персонала. «Главная причина, почему люди не идут на эти места, – низкая заработная плата», – пояснила Четвернина.
Другое дело, что, если бы государство смогло сформировать достойный спрос на услуги социальных работников, то, по мнению Четверниной, часть безработных пошла бы в соцучреждения. «Потребность в подобных услугах сегодня очень высока, – отметила эксперт. – Найти сиделку или приходящего медицинского работника, которые будут ухаживать за пожилыми людьми, очень сложно. И если создать в государственных учреждениях такие условия труда, в том числе, по оплате, которые существуют в частных фирмах, думаю, люди пошли бы».
В бюджетные учреждения люди не идут работать, даже будучи безработными
Решить проблему нехватки мест в интернатах таким образом было бы можно. Но не проблему безработицы. Даже если некоторые сокращенные найдут себе новое место, ухаживая за стариками, это будет незначительная часть от общего количества безработных: быть сиделками может далеко не каждый. Нужны и определенные профессиональные навыки, и душевные качества.
К слову, подобной стратегии – привлекать в социальные учреждения безработных – нет нигде в мире: обычно в социальных учреждениях работают либо волонтеры, либо профессионалы. У России есть все шансы стать первопроходцем в этой отрасли. Сама Голикова привела в пример Республику Татарстан, где подобный опыт уже применяется. Но дело в том, что в Татарстане многие социальные учреждения носят статус автономных. Помимо финансирования из бюджета, они сами зарабатывают средства, оказывая платные услуги и внедряя новые формы обслуживания. И средняя зарплата в автономных социальных учреждениях в Татарстане составляет 10,5 тысячи рублей. При таких условиях, действительно, безработных возможно заманить в соцучреждения.
А в Псковской области безработных привлекают к заготовке дров для соцучреждений. Но это – не постоянная работа, а лишь часть общественных работ.