Известный российский Лин-эксперт, директор «Центра Оргпром» Алексей Баранов анализирует антикризисные возможности бережливого производства.
– В период экономической и финансовой нестабильности на рынках наблюдается рост интереса к бережливому производству. Может ли оно стать спасательным кругом для компаний, испытывающих трудности?
– Скорее всего, и будет самым эффективным средством спасения – особенно по соотношению цена/эффект. Почему? Во-первых, в историческом аспекте. Бережливое производство сформировалось на Toyota как раз в условиях кризиса, когда в конце 40-х годов прошлого века экономика Японии была в коллапсе, склады затоварены и спрос упал разом на 30-40%. Именно там и именно тогда зародилась TPS (Toyota Production System), называемая сейчас в мире Lean Manufacturing, кайдзен или бережливым производством. Зародилась как инструмент выживания в условиях жесточайшего дефицита ресурсов, на более полном использовании ресурсов внутренних. И как инструмент лидерства в отрасли.
Во-вторых, в операционном аспекте бережливое производство даст возможность новым лидерам предложить по итогам кризиса и даже еще в ходе его принципиально новые высококонкурентные предложения по цене, качеству и срокам поставки. Судите сами – если обычными результатами Лин-программ без дополнительных инвестиций являются такие:
- Сокращение срока выполнения заказа в 5-10 раз;
- Рост производительности труда на 50-200%;
- Снижение затрат на 10-30%;
- Снижение дефектности на 30-80%.
И если вы этих результатов добились с помощью бережливого производства, а ваши конкуренты – не добились, или добились, но за счет миллиардных инвестиций, кто победит на выходе из кризиса?
В ряде случаев это позволит вообще строить доселе немыслимые бизнес-модели – а это уже кардинальная перекройка рыночного ландшафта!
Кстати, слово «кризис» китайцы, например, пишут двумя иероглифами – «опасность» и «возможность». В этом заложен глубочайший смысл! Воспринимать кризис нам надо как долгожданную возможность стать внутренне совершеннее – возможность, без которой мы бы еще десятки лет почивали на лаврах бесплатного сырьевого счастья. Если мы хотим стать сверхдержавой – надо научиться работать эффективно. А пока же у нас производительность труда и организация управления производством – на уровне слаборазвитых экономик.
Наконец, востребованность бережливого производства возрастает в инвестиционном и финансовом аспектах. Предприятия, не владеющие этой методикой, просто отказываются от инвестиционных программ или существенно их сокращают. Наш же опыт и опыт наших коллег, клиентов и партнеров, убедительно показывает, что при применении подходов БП для получения целевого результата в инвестиционном процессе:
- Существенно (на 10-30%, а в ряде случаев и на все 100%) снижается потребность в инвестициях – для достижения той же «планки», которая без БП считалась немыслимой;
- Сокращаются на 10-20% сроки реализации инвестпроектов;
- и далее – все те же результаты, о чем я говорил ранее.
Кто из трех конкурентов будет успешнее после кризиса: остановивший свои проекты, продолжающий их медленными темпами из-за дефицита ресурсов или реализующий их с помощью Лин с принципиально большей эффективностью? Действительно ли компании, уже несколько лет строящие производственные системы на основе бережливого производства, имеют больше шансов выйти из кризиса с меньшими потерями? Конечно же, но только если мы сравниваем компании на одном рынке.
Ибо кризис с разной силой ударил по разным отраслям. На ВПК он отразился гораздо меньше, чем на производителях коммерческих автомобилей. А на производителях, допустим, легковых автомобилей эконом-класса он тоже отразился иначе, чем на производителях автобусов.
В любом случае понятно, что более эффективное предприятие – в сравнении с менее эффективным (при прочих равных условиях – например, с одинаковым оборудованием) – с меньшим ущербом переживет кризис, а по окончании его с максимальными шансами увеличит свою долю рынка, ибо слабые просто сойдут с дистанции.
– Однако, сегодня и «бережливые» предприятия испытывают трудности…
– Есть предприятия, менеджмент которых не вполне понимает суть бережливого производства и его возможности. Если кто-то прочитал книгу, провел программу, понастроил потемкинских деревень и для галочки отчитался под козырек (мол, 100% внедрили) – это двоечники, которые не поняли суть Лин. Бережливое производство нельзя внедрить, его можно применять – это бесконечный процесс непрерывного совершенствования. Хотя это и не исключает быстрых результатов. Диапазон успешности применения – от нуля до указанных выше показателей.
– Какие инструменты БП наиболее эффективны и способны дать быстрый стабильный результат?
– Быстрая переналадка (SMED) – почти всегда. Для нее нужны 5С, Визуализация, ТРМ, Дзидока и т.п. Да и сами эти базовые инструменты во многих случаях способны приносить сотни миллионов эффекта (например, на Заволжском моторном заводе от реализации 5С сэкономили 300 млн. руб.!)
Вообще и вытягивание, и балансировка, и построенная на их базе система канбан – также способны давать быстрый результат, если фундамент из базовых инструментов уже построен. Но, к сожалению, у нас слишком мало таких фирм.
Если говорить о формате реализации – значительный и быстрый эффект, конечно же, дает Штурм-прорыв. Результат – решение трудной проблемы всего за неделю.
– Одно из болезненных следствий кризиса – необходимость оптимизации численности персонала. Можно ли обойтись без сокращений, или это неизбежный процесс? Как Toyota, другие компании решают эту проблему?
– У Toyota принцип №1 – не нарушать основополагающих принципов. Если сказали, что персонал – это самый ценный актив компании, то и все действия это подтверждают. Самый ценный актив никто там «не отрезает», как бы трудно ни приходилось фирме. Они могут себе это позволить, так как добились высочайшего уровня операционной эффективности. И стали лидерами – именно потому, что никогда не нарушали принципы. Потому «человеческий фактор» на Toyota – не ругательное слово, как у нас обычно, а главное конкурентное преимущество.
У нас же при тех же заявлениях – чуть проблемы, заявления уже как бы и не действуют. Как будет относиться сотрудник к своей компании, когда ему объясняют, что он лишний? Так они у нас и относятся к работодателю. Взаимно.
– Вы обратились с открытым письмом к Президенту, в чем состоит суть предлагаемой Вами программы государственно-частного партнерства, и какова ее цель?
– С точки зрения потенциальной заинтересованности в повышении эффективности работы государство у нас в нескольких ипостасях.
Во-первых, государство сильно ровно настолько, насколько сильна его экономика. Сырьевая экономика не может быть сильной, как мы, наконец, видим. И тупо вбухивать миллиарды инвестиций в дырявые процессы – это тоже не выход, хотя, согласитесь такая ситуация встречается сплошь и рядом. Пора, наконец, осознать, что недостаточно закупать сколь угодно дорогое и современное оборудование. Надо, как минимум, одновременно, а еще лучше – в первую очередь – улучшать процессы организации и управления производством. Этих резервов у нас, если обобщить виденное мною на сотнях предприятий – на всю страну – до 10% ВВП. Лишние деньги?
Во-вторых, государство сегодня – крупнейший собственник промышленных активов. Интересно ли государству в условиях дефицита инвестиционных возможностей тем не менее повышать конкурентоспособность своих предприятий? Повышать на основе изучения и освоения передовых методов организации производства.
В-третьих, за счет госбюджета содержится огромное хозяйство – армия, здравоохранение, госорганы. Хозяйство, которое мы все как налогоплательщики содержим. Опыт наших зарубежных коллег, и даже единичные примеры в России показывают, что и здесь Лин позволяет экономить огромные ресурсы (те же 5-10%), существенно повышая эффективность, качество и скорость процессов. К тому же, госсектор является еще и крупнейшим закупщиком товаров и услуг (от больничных коек и белых халатов, до танков, самолетов, железных дорог и трубопроводов). Применение бережливых методов у поставщиков госзакупок позволит существенно ограничить их аппетиты по ежегодному наращиванию отпускных цен. Выгодно все это государству? А нам, налогоплательщикам?
В-четвертых, мы все (как физические лица, так и предприятия – ВСЕ) потребляем услуги естественных монополий – ЖКХ, энергетика, транспорт. Их тарифы постоянно растут. Если бы государство настаивало и требовало от естественных монополий повышать внутреннюю эффективность на основе самых передовых методов, тарифы могли бы расти не так быстро, а в ряде случаев – вовсе снижаться. Только сейчас никто не знает – как это может быть. Потому что никто не задумывался о потенциале Лин в этих отраслях. Интересно ли это государству? А нам, потребителям услуг этих монополий?
В-пятых, государство – это крупнейший инвестор и застройщик. Кому-то интересно, если, например, «Северный поток» или Олимпийские объекты в Сочи будут построены на 10-20% дешевле, с лучшим качеством и втрое быстрее? Есть такое мало, к сожалению, известное в России направление – Lean Construction, бережливое строительство. Мы с коллегой прошлым летом были единственными россиянами на 16 ежегодном международном саммите в Манчестере по бережливому строительству. Ибо нашим строителям было недосуг искать у себя внутренние резервы эффективности – никто их об этом не спрашивал!
В-шестых, государству надо поднимать ряд целевых отраслей, плюс средний и малый бизнес. В развитых странах существуют специальные инициативы господдержки бережливого производства, включающие частичное (до 80%) госфинансирование прог-рамм предприятий по освоению Лин.
Можно продолжать загибать пальцы дальше, но и этого уже вполне достаточно, чтобы государство наконец, по примеру других развитых стран:
– сначала обратило свое внимание на потенциал применения БП в экономике и у себя в госсекторе;
– затем обратило внимание на всех своих поставщиков;
– затем помогло бы и тем, и другим, и всем, кто в этом заинтересован – изучить и применить, чтобы:
– прекратить или снизить рост тарифов;
– повысить эффективность предприятий в целевых сегментах (отраслях или малый бизнес), эффективность госсектора;
– существенно сэкономить госсредства (наши средства – налогоплательщиков!);
– существенно ускорить наше движение к поставленной цели стать мировым экономическим лидером.
Главным же результатом такого партнерства может стать качественная коррекция нашего пресловутого менталитета – на основе принципов непрерывного совершенствования.
– Ваш прогноз: насколько продолжительным и тяжелым для страны будет нынешний экономический кризис?
– По моим ощущениям, подъем начнется через год. В любом случае выйдут из пике раньше других и выше других те, кто, говоря языком физиков, сможет быстрее и в большей мере превратить свою потенциальную энергию в кинетическую.
– Ваш совет собственникам и директорам, как с меньшими потерями преодолеть кризис?
– Кризис дан богом. Дан лидерам (лидерам по ощущениям и амбициям, не по весу кошелька) – им он дан как возможность.
1. Определите проблемы как потенциал и задайте амбициозные цели вашим потокам создания ценности.
2. Объясните персоналу и партнерам смысл преобразований, действуя честно и последовательно.
3. Переверните реальность, используя рычаг бережливого производства.
4. Задавайте правильные вопросы, стимулируя осознанное освоение Лин персоналом на всех уровнях.