Практика введения внешнего управления в муниципалитетах становится все более популярной: власти ряда регионов уже заявили, что готовят соответствующие документы, чтобы взять муниципалов под крыло. При этом, похоже, «надзирающие» целиком устраивают не только губернаторов, но и население.
Холод лишает должности
Правительство Свердловской области готовит документы на введение в Горноуральском округе внешнего управления. Поводом для подобной меры стал срыв в округе отопительного сезона: в данный момент это единственный из муниципалитетов Свердловской области, где до сих пор не дали отопление. Если учесть, что Урал не относится к числу самых теплых российских регионов, несложно представить, каково приходится жителям Горноуральского округа.
Местные жители, три недели сидящие в неотапливаемых квартирах, грозят акциями протеста
В тепле горноуральцам отказал «Уралсевергаз», которому муниципалитет задолжал более ста миллионов рублей. При этом, как пишет информационное агентство «Ura.ru» со ссылкой на представителей газовой компании, глава Горноуральского округа Александр Семячков никаких особых шагов по погашению задолженности не предпринимает, и даже ушел на больничный. Местные жители, уже три недели сидящие в неотапливаемых квартирах, грозят акциями протеста.
В этой ситуации властям региона не остается ничего, кроме как ввести в муниципалитете внешнее управление. Как отметил в минувший понедельник глава правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, документы по данной процедуре уже готовятся. Намерение свердловских властей поддержал и прокурор области Юрий Пономарев, параллельно дав задание подчиненным возбудить уголовное дело на нерадивого мэра.
Показательные порки муниципалов
К слову, случаи срыва отопительного сезона в муниципалитетах и раньше вызывали неоднозначную реакцию со стороны региональных властей. В той же Свердловской области губернатор Эдуард Россель с 2005 года предупреждал глав, что они могут лишиться своих постов, если не расплатятся с долгами: процедурой банкротства муниципалитетов это предусмотрено. Только до кризиса угрозы так угрозами и оставались: в последний момент регион всегда выделял необходимые средства, и на долги городов глаза закрывались. Во время кризиса, когда денег не оказалось и в региональных бюджетах, исправлять ошибки непрофессиональных мэров оказывается все сложнее. Именно поэтому к процедуре введения внешнего управления региональные власти готовы прибегать все чаще.
Если один не платит, и ему все сходит с рук, то другим тоже можно не платить
Так, в августе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что прорабатывает возможность введения внешнего управления в Радищевском районе, поскольку руководство муниципалитета не справляется с работой. О том, что подумывает о контроле над муниципалами, заявлял и губернатор Кировской области Никита Белых. «Есть отдельные муниципальные образования, которые хронически не выполняют свои финансовые обязательства перед областным центром, – отметил он в эфире «Эхо Москвы». – Собственно говоря, можно раз поставить на вид, вызвать на совещание, погрозить пальцем. Но в конечном итоге, когда уже 148-е китайское предупреждение проходит, это уже становится смешно».
В этих случаях, продолжил Белых, такая мера, как введение внешнего управления, может быть вполне реализована. К тому же, отметил губернатор, муниципалитет, не исполняющий свои финансовые обязательства, не только делает хуже своим жителям. Нерадивые главы дискредитируют региональную власть и подают дурной пример коллегам: если один не платит, и ему все сходит с рук, то второму-третьему-четвертому тоже можно не платить. Чтобы таких мыслей у мэров не возникало, и требуются показательные порки.
Управляющий для моногорода
Отметим, что внешних управляющих в городах одобряет и население. Яркой иллюстрацией этого стали прошедшие в минувшее воскресенье выборы главы Златоуста, где с результатом почти в 80 процентов победил Александр Караваев, два с половиной месяца до этих выборов, по сути, выполнявший роль внешнего управляющего в Златоусте. Правда, официально он именовался спецпредставителем губернатора в городе, и действующего мэра Дмитрия Мигашкина от должности формально никто не отстранял. Тем не менее, экспертами это расценивалось именно как введение внешнего наблюдения – все важные решения и финансовые потоки шли через Караваева, а не через Мигашкина.
По итогам выборов 11 октября Караваев стал самым настоящим главой Златоуста, победив в первом туре с 78,19 процентов голосов. Для уральских городов это потрясающие цифры. На Урале, в принципе, победа в первом туре является каким-то необыкновенным явлением, а 78,19 процента, пожалуй, и вовсе набралось впервые в новейшей истории. Тем более, в Златоусте, где обычно победители набирают по 30-40 процентов.
Губернатор ведь плохого не пришлет
«Конечно голосовала за Караваева, – объяснила ER.RU одна из избирательниц 11 октября, когда результаты подведены еще не были. – У нас весь дом сходил за него проголосовал». Свой выбор избирательница аргументировала тем, что «Сумин (губернатор Челябинской области - ред.) ведь плохого не пришлет».
Феномен этого явления, когда губернатор, может быть и сам не обладающий огромным рейтингом, тем не менее, наделяет рейтингом своего представителя, еще предстоит изучить. Но в Челябинской области технологию уже взяли на вооружение, и спецпредставитель губернатора появился в следующем муниципалитете – Карабаше. На очереди – Верхний Уфалей. Отметим, все три города являются монопрофильными, и входят в список проблемных.
Именно введение внешнего управления рассматривается как одна из мер по стабилизации ситуации в моногородах. Как отметила в интервью «Российской газете» первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам федерации и региональной политике Галина Изотова, поскольку в моногородах решения местного органа власти часто зависят от руководства монопредприятия, временное внешнее управление может стать приемлемой моделью муниципального управления. «Монопредприятиям легко манипулировать политическими властями города, продвигая своих мэров, депутатов, глав муниципалитетов. И, как следствие, без социальных и политических технологий им не помочь», – считает депутат, предлагая привлекать экспертов извне. Внешние управляющие, собственно, и могли бы стать такими экспертами.