USD 91.1868

0

EUR 100.7622

0

Brent 77.29

+0.36

Природный газ 2.189

+0.04

...

Жизнь без бонусов, или Об иных способах легального обогащения российских финансистов

На днях пять ведущих банков Великобритании — HSBC, Barclays, Lloyds, RBS и Standard Chartered — объявили о сокращении бонусных выплат в соответствии с соглашением, принятым на саммите G20. На подходе аналогичные решения других стран «Большой двадцатки». В России также всерьез озабочены разработкой специального нормативного акта, ограничивающего вознаграждения банкирам.

Жизнь без бонусов, или Об иных способах легального обогащения российских финансистов

На днях пять ведущих банков Великобритании — HSBC, Barclays, Lloyds, RBS и Standard Chartered — объявили о сокращении бонусных выплат в соответствии с соглашением, принятым на саммите G20. На подходе аналогичные решения других стран «Большой двадцатки». В России также всерьез озабочены разработкой специального нормативного акта, ограничивающего вознаграждения банкирам.

Не от хорошей жизни мировые лидеры пошли на ограничение банкирских доходов: к примеру, не так давно дотошные американцы выяснили, что почти 400 млрд долларов, пятая часть планов Полсона и Обамы, были использованы не на спасение американской экономики, а на выплаты и компенсации акционерам и топ-менеджменту банковского сектора. Алчущим конкретных сравнений сообщим, что в 2008 г., по данным американского Institute for Policy Studies (IPS), зарплаты и бонусы топ-менеджеров 20 банков, получивших помощь правительства США, на 37% превышали средний уровень компаний, входящих в индекс S&P-500. В прошлом году руководитель среднего банка получила в 430 раз больше по сравнению со средним же американским рабочим.

«Питтсбургский антибонусный договор» — не рамочная декларация о намерениях, а документ, содержащий ряд вполне конкретных условий. Условия эти таковы. Во-первых, выплата до 60% бонусов отныне будет производиться в рассрочку до трех лет. Во-вторых, если вдруг банковские менеджеры, получившие часть бонусных выплат, вздумают уволиться до истечения полного срока выплат, им придется вернуть уже выплаченные средства. В-третьих, скорее всего, уже с этого года банки будут обязаны публиковать отдельный ежегодный отчет о своих «скромных» вознаграждениях.

Расстрельные списки

На 1 сентября этого года Центробанк насчитал 1078 действующих кредитных организаций, из которых собственно банки составили 1028 учетных единиц. Понятно, что за всеми не уследишь, да и ни к чему: на топ-50 российских банков приходится 83% всех кредитов, депозитов и прочих размещенных средств. Однако и за топ-50 следить необязательно — с 16 октября прошлого года, даты начала системной поддержки Внешэкономбанком банковского сектора, деньги из госбюджета получили всего 17 банков, а общая сумма составила почти 392 млрд рублей (см. таблицу). На всех немного. К слову, один только Сбербанк получил 500 млрд рублей, только не от ВЭБа, а от ЦБ.

Так или иначе, сегодня под главным антибонусным колпаком находятся 18 кредитных организаций, и почти половина из них частично или полностью принадлежит либо государству (регионам), либо государственным компаниям. Все банки прибыльные, мощные, с устойчивой клиентурой и связями в органах государственной власти. Общество может спать спокойно — никто из руководства этих банков не захочет пачкать чистый имидж своих организаций грязью кризисных вознаграждений.

Вдумчивый читатель заметит, что на первых 50 банках финансовая жизнь России не заканчивается. Действительно, в стране действует несколько сотен крепких кредитных середнячков, тихо-спокойно зарабатывающих свою трудовую копеечку и до сих пор считающих, что бюджетные или центробанковские деньги — это какая-то особая разновидность валюты. Только представьте: работают такие банкиры целый год, средства привлекают, за должниками бегают и вдруг как снег на голову — бонусы запрещают! Таким «молчаливым героям» банковского сектора посвящается следующий раздел.

Протянем банкирам руку помощи!

Это на Западе банкиры совсем обнаглели. У нас труженики финансовой нивы гораздо скромнее. Например, в прошлом году компенсационный пакет главы Bank of America составлял почти 14 млн долларов, а в российском Сбербанке каждый член правления получил в виде зарплат и премий в среднем всего по 1,4 млн долларов. Впрочем, где Bank of America и где Сбербанк. Но факт есть факт — наши финансисты как минимум на порядок беднее американских и европейских коллег.

Все бы ничего, если бы не раздутая мировым правительством антибонусная истерия. В сложившихся условиях мы просто обязаны защитить наших банкиров. Правда, деньгами мы им вряд ли поможем, зато совет, возможно, им пригодится. Перед вами — результат микроисследования о способах легального обогащения российских финансистов под общим названием «Доходы без бонусов».

Способ первый — повышение заработной платы

По итогам июля 2009 г. средняя начисленная заработная плата работников, занятых в финансовой сфере, составила 41 146 рублей, что в 2,2 раза превысило средний показатель по стране. И это несмотря на постоянные разговоры о наличии плохих долгов, необходимости докапитализации банковского сектора, уменьшении доходов от валютных операций. Как бы там ни было, сегодня финансисты по-прежнему в лидерах российской экономики по заработной плате: больше них получают только в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых — 41 938 рублей. Расти некуда, да и зачем «общественных» гусей дразнить. Способ слишком затратный, а потому неприемлемый.

Способ второй — премии, комиссионные, льготы, компенсации расходов

Это и есть те самые бонусы, которым объявлена «беспощадная» война. Впрочем, если спрятать выплаты в другие статьи затрат, что-нибудь да получится. Не освободив получателей благ от уплаты подоходного налога. Способ нереальный, кому захочется получать свои кровные в течение нескольких лет?

Способ третий — дополнительная эмиссия ценных бумаг, реализация опционов на приобретение акций

Практически беспроигрышный вариант, если бы не несколько но. Прежде всего о подобных банковских планах необходимо документально объявлять заранее. Далее, проведение допэмиссии может заблокировать Центробанк. Наконец, для выполнения опционной программы акции, возможно, придется покупать на рынке, а это привлечение никому не нужного общественного внимания. Лучшего способа для засветки не найти, забудем о нем.

Способ четвертый — научная, консультационная, преподавательская деятельность

Если условиями трудового договора предусмотрено подобное совмещение — почему бы и нет? Загвоздка в том, что нужно предоставлять результаты научных или консультационных трудов: многостраничные фолианты текстов, таблиц и диаграмм. Проблем с этим быть не должно: достаточно найти подходящих «негров» (так на сленге называют фактических авторов работ), которые за небольшую плату создадут искомый наукообразный труд. Способ элегантный, но малодоходный.

Способ пятый — сочинительство

Помнится, в 1997 г. уже был один такой «книжный проект». Тогда пять «младореформаторов» (А. Чубайс, А. Кох, М. Бойко, А. Казаков, П. Мостовой) получили авансом по 90 тыс. долларов за еще ненаписанную книгу «История российской приватизации». Скандал разгорелся нешуточный: в ноябре того же года большинство «писателей» лишились своих постов, а «фундаментальной монографией» заинтересовалась Московская городская прокуратура. Вряд ли в наши дни кто-нибудь рискнет еще раз проверить на прочность те же грабли. Способ давно сдан в утиль, пусть там и остается.

Способ шестой — оформление доходов на близких родственников

Вполне подходящий вариант — ведь подавать налоговые декларации совершеннолетние члены семей банкиров не обязаны. Почему бы, например, фирме, где «как волы на водокачках» трудятся жены или дети российских финансовых гениев, не подарить своим работникам квартирку или загородный дом? Налоги, естественно, будут уплачены, мы же договорились, что нас интересуют только белые схемы. Способ испытанный, без сомнения, он найдет применение в «новых условиях хозяйствования».

Способ седьмой — офшоры

Вот оно! Если уже уходить от запрета на выплаты бонусов, то в первую очередь через офшоры. Скорее всего, так и будет — не зря же офшорные территории именуются тихими гаванями, где и налогов нет, и персоналии собственников не раскрываются. Именно в кипрских, карибских, британских финансовых бухтах «сэкономленные» банковские капиталы спокойнее всего переждут шторм антибонусной кампании.

К тому же наличие в российской экономике огромной офшорной составляющей дает банкирам прекрасный шанс стать владельцами многих российских предприятий-должников. Имея собственные офшоры, с одной стороны, и нерадивых заемщиков, с другой, наши финансисты одним движением руки, точнее, авторучки, смогут ликвидировать сразу двух зайцев — и задолженность перед банком закрыть, и бонусы выплатить. Скажем без обиняков — лучшего способа в мире пока не придумали.

...Деньги должны работать, а значит, приносить прибыль. Какая разница, откуда будут капать дополнительные доходы — с российской собственности или с офшорной. Главное, что в продолжающемся поединке между властью и бизнесом государство проиграет и этот раунд. Хотя нормативное лицо, без сомнения, сохранит. Такова жизнь: одним — лицо, другим — деньги.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram