USD 96.6657

-0.07

EUR 104.8094

+0.3

Brent 76.05

+0.13

Природный газ 2.56

+0.03

...

Локомотивы на нефтедолларовой тяге

Ах, как порадовались российские либералы, когда в конце прошлой недели президент Медведев выгнал из самолично им возглавляемой комиссии по модернизации российской экономики всемогущего главу «Ростехнологий» Сергея Чемезова, умудрившегося подгрести под себя изрядную долю российской промышленности.

Локомотивы на нефтедолларовой тяге

Ах, как порадовались российские либералы, когда в конце прошлой недели президент Медведев выгнал из самолично им возглавляемой комиссии по модернизации российской экономики всемогущего главу «Ростехнологий» Сергея Чемезова, умудрившегося подгрести под себя изрядную долю российской промышленности. А уж когда днем позже президент позвал генпрокурора Юрия Чайку и начальника собственного контрольного управления Константина Чуйченко, да и поручил им провести комплексную проверку деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, радость приняла системный характер.

Очевидно, в госкорпорациях президент разочаровался, опытным путем придя к выводам, которые были очевидны еще в 2007, когда эти госкорпорации создавались.

«Создающаяся в стране система жизнеспособна только в условиях постоянного роста цен на российские экспортные товары, поскольку новые госкорпорации будут требовать все большей внешней подпитки, как это уже было с советским военно-промышленным комплексом. Устойчивость системы в долгосрочном плане, таким образом, снижается», — писал ЕЖ в тексте, посвященном итогам 2007 года.

Стоит напомнить, что идея принадлежала Владимиру Путину, тогда еще президенту. Он ее озвучил в своем прощальном Послании Федеральному собранию, рассказав об идее создания «институтов развития» (ВЭБа, который был переименован в «Банк развития», хотя название и не прижилось, «Роснанотеха» и «Российской венчурной корпорации», а также Фонда содействия реформе ЖКХ). Именно на госкорпорации была возложена почетная функция возрождения и модернизации национальной экономики. Они должны были исполнять роль мощных «локомотивов» на нефтедолларовой тяге, которые вывезут страну в светлое будущее — об этом весьма красноречиво вещал на Санкт-Петербургском экономическом форуме вице-премьер Сергей Иванов.

По осени госкорпорации полезли, как поганки после ливня. К названным в Послании добавились «Олимпстрой», «Росатом» и, наконец, «Ростехнологии».

Последняя — детище бывшего главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова — вообще стала уникальной. Поглотив сначала практически всю «оборонку» (сначала корпорации достались госпакеты 420 предприятий) вместе с более мелкими госкорпорациями — авиастроительной и судостроительной, она начала экспансию в смежные отрасли — металлургию, автомобилестроение, авиаперевозки.

За что только ни брался Чемезов. Он организовывал гигантский холдинг по производству автокомпонентов на базе «АвтоВАЗа», КАМАЗа и группы «СОК» (и государство с радостью отдало «Ростехнологиям» госпакеты предприятий). Он создавал вместе с московским правительством второй национальный авиаперевозчик — «Росавиа». И даже разработкой медных месторождений Чемезов успел за неполные два года позаниматься.

Правда, на такие глупости, как модернизация полученных предприятий или хотя бы их финансовое оздоровление у «Ростехнологий» времени не нашлось. По признанию самого Чемезова, в конце мая более трети входящих в госкорпорацию предприятий пребывали в предбанкротном состоянии — «денежный дождь» из-за кризиса закончился.

В итоге авиакомпании, которые должны были стать костяком «Росавиа», одна за другой, со скандалом из-за невыплаты зарплат, обанкротились. За обещанный индусам авианосец «Адмирал Горшков» регулярно приходится краснеть, отодвигая сроки сдачи и увеличивая смету. Со святая святых — ядерной «Булавой» — сплошные неудачи. А про «АвтоВАЗ», который, очевидно, и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Медведева, и говорить нечего. Не успел Чемезов получить на поддержку предприятия 25 миллиардов рублей в дополнение к многочисленным мерам стимулирования автопрома, как выплыли наружу планы массовых увольнений. Руководство предприятия все опровергло, но тяжелая ситуация вынудила пойти на крайне непопулярные меры, что привело к очередному вмешательству правительства.

Одним словом, суровая правда жизни на практике доказала президенту порочность и неэффективность ставки на госкорпорации, и он, пока премьер отсутствовал, решил от этой раковой опухоли избавиться. Так казалось в пятницу, когда Медведев давал поручение Генпрокуратуре разобраться с этой странной организационно-правовой формой.

Однако уже в понедельник Медведев, выступая перед представителями думских фракций, в очередной раз посетовал на сырьевую структуру российской экономики, которая, дескать, виновата в более глубоком падении ВВП (страшно подумать, что было бы, если бы российская экономика состояла сплошь из «АвтоВАЗов» и в ней не было бы «Лукойлов»). «И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего», — резюмировал президент. Что это будет за решение, думать, откровенно говоря, не хочется – боязно. Особенно если учесть, что в способности частного бизнеса модернизировать экономику Медведев разуверился еще раньше, чем в госкорпорациях. Еще в мае он посетовал на то, что деловые круги не спешат с модернизацией, после чего и создал специальную комиссию, которую и возглавил лично. Хорошо хоть Чемезова из комиссаров уволили.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram