Кризис опустил четверть региональной экономики в "теневую зону". Об этом заявил вчера во Владивостоке заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов. По мнению экспертов "РГ", даже после того, как ситуация в экономике нормализуется, эта проблема еще долго будет оставаться неразрешимой.
Как отметил Суринов, существует три вида теневой экономики, которую невозможно точно оценить. Это незаконные виды деятельности (торговля оружием и наркотиками, проституция), скрытое производство (когда предприятия уводят от налогообложения часть произведенных товаров) и не зарегистрированные нигде фирмы рядовых граждан, которые не спешат объявлять государству о своей деятельности. Подсчитать полностью незаконную экономику невозможно. Однако в Росстате стараются отслеживать ее долю во второй и третьей группах. Получается, что сейчас в регионах она составляет 20-25 процентов валового регионального продукта. Однако, по словам Суринова, эта цифра в нынешних условиях начала увеличиваться.
По данным экспертов, подсчет ведется по следующим показателям: учитывается индекс промышленного производства, темп роста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах и темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Можно точно сказать (это подтвердил Александр Суринов), что в тень точно уходит алкогольный бизнес. По мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, это можно подтвердить данными по Северной Осетии - одного из самых крупных центров по производству водки. По поступлениям в бюджет видно, что они существенно сократились. Но производить водку там меньше не стали наверняка.
"Я согласна с данными Росстата. Эти цифры близки к истине, - прокомментировала корреспонденту "РГ" подсчеты статистиков Наталья Зубаревич. - Именно кризис повлиял на то, что бизнес стал снижать издержки всеми доступными способами". Эксперт полагает, что по окончании кризиса бизнес выйдет из тени очень не скоро. И тут потребуется давление государства, ибо сами по себе, от широты души, бизнесмены от удобных форм минимизации издержек не уйдут. Поэтому государству придется снова начинать борьбу с "серыми" схемами.