Метеорология от экономики
"Макроэкономисты нужны для того, чтобы метеорологи прилично смотрелись на их фоне". Эта мудрость достаточно непредвзято описывает точность макроэкономических прогнозов в любой стране, включая Россию. За последние шесть лет лишь однажды официальный прогноз оказался практически точным — в 2002 году. Ошибка тогда составила около 1%, в то время как в остальные годы отклонение предсказаний от фактов систематически превышало 10%. Утешает только тот факт, что неправильность прогнозов мировых цен на нефть почти полностью объясняет все остальные ошибки (данные Е. Гурвича, руководителя Экономической экспертной группы). А динамика нефтяных цен остается загадкой даже для ведущих специалистов сырьевых рынков.
Между тем официальные макропрогнозы, во-первых, служат основой для формирования федерального бюджета на последующий год. Когда цены на нефть оказываются существенно выше прогнозных, возникают дополнительные доходы (даже помимо тех, что уходят в стабилизационный фонд). А вместе с доходами — и колоссальное давление различных групп интересов по поводу их возможной траты. Самое печальное состоит в том, что изменения в бюджет принимаются ближе к концу года, и соответствующие расходы оказываются по большей части неэффективными. Когда фактическая инфляция оказывается выше прогнозной, реальные доходы граждан, получающих заработную плату, пенсии или пособия из бюджета, оказываются ниже, чем им было обещано. Также не хватает денег на закупку товаров и услуг для бюджетных учреждений и т. п.
Во-вторых, помимо прямых искажений экономической ситуации, появляется и фундаментальная проблема — исчезает доверие людей к проводимой экономической политике. А отсюда и изменения в поведении граждан, в том числе предпринимателей, которые начинают пересматривать свои долгосрочные планы, быстрее тратить появляющиеся деньги, чтобы избежать потерь от дополнительного роста цен.
В-третьих, ошибки в прогнозах заставляют финансовые власти менять свою политику в течение года для компенсации возникающих дисбалансов. Например, в 2006 году Банк России не стесняется дополнительного повышения реального эффективного курса рубля для сдерживания инфляции, проистекающей, по мнению ЦБР, из непредусмотренного притока нефтедолларов и частного капитала.