С началом кризиса все навели порядок в крупных статьях затрат – пришло время оптимизации «незаметных» расходов. Валерий Наврузбеков, главный финансист, президент компании «Кухнистрой», рассказал о том, как сэкономить сотни тысяч рублей на незначительных издержках.
Проблема
Все существенные расходы предельно оптимизированы
План противодействия кризису компании «Кухнистрой» в отличие от большинства конкурентов не предусматривал серьезного сокращения персонала и фонда оплаты труда. В целом по компании было уволено менее 3 процентов сотрудников. Дальнейшая оптимизация штата могла негативно повлиять на эффективность бизнеса. При этом необходимо было продолжать сокращение издержек, чтобы компенсировать снижение спроса и приток денежных средств.
Решение
Экономия на мелочах
В любой компании всегда найдется множество незаметных статей затрат, оставшихся в наследство с «сытых» времен, сокращение которых не повлияет на эффективность бизнеса, но в сумме поможет сэкономить немалые деньги. Вдумчивый анализ затрат компании, не связанных с основными бизнес-процессами, натолкнул на целый ряд полезных идей. Например, было решено отказаться от аутсорсинга услуг по уборке территорий перед торговыми центрами. До кризиса компания «Кухнистрой» постоянно заключала контракты с клининговыми фирмами на четыре осенне-зимних месяца и оплачивала их услуги за весь период независимо от того, сколько раз расчищался снег на улице. В 2008 году к помощи аутсорсеров компания прибегала лишь после каждого снегопада, которых выдалось не очень много, и платила уборщикам только за отработанный день. Это очевидное на первый взгляд решение позволило за три зимних месяца сэкономить около 300 тыс. рублей.
Пересмотрела компания и все договоры аренды. С арендодателями были проведены переговоры о снижении арендных ставок на 30 процентов в валютном эквиваленте, но договориться о переходе на оплату в рублях так и не удалось. Топ-менеджмент занял достаточно жесткую позицию: когда с одним из владельцев торгового центра не удалось достичь соглашения об уменьшении арендной платы, магазин был закрыт.
Общее снижение продаж отразилось и на работе круглосуточного гипермаркета «Кухнистрой». В конце прошлого года ночной трафик магазина серьезно уменьшился, полученная выручка не компенсировала дополнительных издержек на персонал и охрану. В январе 2009 года магазин был переведен на дневной график работы, и лишь за счет снижения затрат на электроэнергию удалось сэкономить более 240 тыс. рублей.