«Весна в середине лета», — назвали эксперты Merrill Lynch доклад о российской экономике. Летом она прошла дно, теперь начинается восстановление, сделали они вывод на основе последних данных статистики: прекратился рост безработицы, промышленность второй месяц в положительной зоне (к предыдущему месяцу с очисткой от сезонности), индекс ожиданий населения улучшился на 11%.
Экономика останется в минусе (в годовом сравнении) еще три квартала, со II квартала 2010 г. начинается рост, который по итогам года составит 2,4%.
«Наш оптимизм связан с ожиданиями роста цен на нефть», — поясняет экономист Merril Lynch Юлия Цепляева: к концу 2010 г. баррель российской нефти Urals будет стоить $82, а в среднем за 2010 г. — $73.
«При долгосрочной цене в $70/барр экономика может расти и развиваться, но такого экономического чуда, как в последние 10 лет, с темпами роста ВВП в 7-8%, профицитом бюджета, быстрым ростом благосостояния населения, — не будет, это возможно если только нефть вернется к уровню $150 за баррель», — добавила Цепляева.
Ближайшие годы рост экономики составит порядка 3,5%, прогнозирует она. Причина — сохранение зависимости от нефти и прежней модели экономики с низкой конкуренцией; этого быстро не исправить.
Рубль, по прогнозу команды валютных аналитиков Merrill Lynch, после технической коррекции в IV квартале будет довольно быстро дорожать и уже к концу 2010 г. вернется к почти докризисному уровню — 26,64 руб./$. Коррекция в конце этого года будет связана с агрессивными расходами бюджета и ростом спроса на валюту, поскольку на этот период приходится пик выплат внешнего корпоративного долга ($20 млрд), пояснила Цепляева.
Вторая волна кризиса, которую связывают с банковским кризисом, — не самый вероятный сценарий, считает Цепляева: по самым пессимистичным оценкам, для рекапитализации банковской системы в 2009-2010 гг. потребуется $40 млрд, это правительству вполне по средствам.
А вот скорого роста кредитования ждать не стоит. В отличие от многих других стран, в России сначала начнется рост реального сектора, и только вслед за ним начнет расти кредитование, полагает Цепляева: «Фискальные стимулы по запуску кредитования направлены в основном на адресную поддержку».