Несмотря на все предпринимаемые шаги по облегчению жизни представителям малого бизнеса, доля россиян, готовых завести свое дело, уменьшается. Эксперты полагают, что виной тому – прошедшие годы, когда предпринимательство душили различными проверками. Чтобы привыкнуть к некой свободе и решиться на собственное дело, россиянам потребуется определённое время.
Послабления для развития
Многие крупные мировые состояния закладывались в эпоху кризисов. Как это ни странно, нестабильность, войны, социальные потрясения открывают огромные перспективы для начала нового дела. Но развитие сферы малого бизнеса – шанс не только для отдельных людей сколотить состояния, но и шанс для всей экономики страны. Малый бизнес более гибко может отреагировать на изменения рынка, он не берет тех огромных кредитов, что часто душат крупные предприятия при неблагоприятной экономической ситуации.
В США в сфере малого бизнеса занято около 86% населения. В России этот процент ниже в разы. Сфера малого бизнеса у нас развита плохо, и потому не может помочь трудоустроить тех, кто теряет работу на крупных предприятиях.
Только за последние полгода малый бизнес получил огромные послабления
Встречаясь с первым вице-премьером Игорем Шуваловым в минувший понедельник, президент России Дмитрий Медведев отметил, что для выхода из кризиса развитие малого и среднего бизнеса представляет особую важность. То, что на этот путь власти сделали особую ставку, не секрет. Только за последние полгода малый бизнес получил огромные послабления: его избавили от множества проверок, изменили систему начала индивидуальной деятельности, тем, кто платит единый налог на вмененный доход, разрешили не пользоваться кассовыми аппаратами, а также облегчили доступ к электронным торгам. Да и биржи труда предлагают безработным стать предпринимателями, выдавая пособие на открытие собственного дела.
Имидж – всё
Однако, как показывают опросы социологов, попытки облегчить жизнь предпринимателям и тем самым затащить в сферу малого бизнеса как можно большее количество народу, пока особым успехом не увенчались. По данным ВЦИОМ, заняться индивидуальной трудовой деятельностью готовы только 14% россиян. «У нас сегодня люди не хотят идти в бизнес, – комментирует результаты опросов генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Это в начале 90-х была иллюзия, что бизнесмен – свободный человек, который может позволить себе все что угодно. А потом выяснялось, что это очень тяжелый хлеб. Ты отвечаешь не только за себя, но и за тех, кого ты принял на работу. Это большие риски».
Государству потребуется провести массированную рекламную кампанию: быть предпринимателем – доступно каждому
Исследования других социологических институтов также показывают, что число тех, кто готов рискнуть и заняться бизнесом, за последнее десятилетие существенно уменьшилось. Зато количество тех, кто готов быть только наёмными работниками, также неуклонно растёт. И дело тут не только в ответственности, которую люди не хотят на себя брать. По мнению экспертов, в обществе бытует ещё и твёрдое убеждение, что требования к индивидуальным предпринимателям достаточно жёсткие, а с прибыли придётся «кормить» десятки контролирующих организаций. Кстати, анализ интернет-форумов показывает, что убеждены в этом, как правило те, кто собственным бизнесом не занимается, а лишь наслышан о нём. Редкие возражения тех, кто прошёл уже все инстанции, и знает, что не так всё страшно, в интернет-сообществе не услышаны. А значит, после послаблений и защиты малого бизнеса на законодательном уровне государству потребуется провести ещё и массированную рекламную кампанию о том, что быть предпринимателем – доступно каждому. Только это, да ещё и, пожалуй, успешный опыт тех, кто занимается бизнесом, поможет привлечь в эту сферу инициативных россиян.
Кстати, по мнению журнала «Деньги», не всех, кто действительно занялся малым предпринимательством, учитывает официальная статистика. Многие во время кризиса организуют свой бизнес, но теневой. Репетиторство, мелкие строительные и отделочные работы, перевозки, парикмахерские услуги и услуги по маникюру, оказываемые внутри небольших групп, остаются скрытыми от глаз государства и фискальных органов.