Устойчивое выражение "реклама двигатель торговли" предлагаю считать пошатнувшимся и, признав, что со своими обязанностями оно справилось, списать в связи с неактуальностью. Мотивация - вот истинный рычаг и двигатель современной торговли.
И вот ярчайший пример. На прошлой неделе, богатой на события, как-то незаметно промелькнула информация Минпромторга о том, что всего лишь за одну неделю в июне количество выданных льготных кредитов выросло почти на 14%. Примерно на столько же увеличилось и количество поданных заявок. То есть народ затею оценил.
А ведь сколько было ядовитого скепсиса, когда в прошлом году премьер Владимир Путин во время посещения КамАЗа призвал людей не торопиться с покупкой автомобилей, потому что правительство готово в 2009 году субсидировать процентную ставку по кредитам. Мол, даже льготные кредиты не заставят людей обратить внимание на уродливые детища нашего автопрома. Ан нет. Оказалось, что даже на частичную халяву "Жигули" - машина.
Тем более что льгота, которую предоставляет государство, - это не подачка, а нормальное экономическое побуждение к поддержанию спроса, что в условиях кризиса актуально как никогда. К тому же льготное автокредитование - это фактически субсидирование отрасли: деньги никуда из страны не уходят - остаются в той самой реальной экономике, которая сейчас задыхается без заемных денег.
Мы много говорим о том, как важно извлечь из кризиса уроки. Один из них напрашивается сам собой - подобная мотивация, которую раньше правительство не использовало, должна получить распространение. Пока мы за счет своих нефтяных сверхдоходов кредитовали чужие экономики, наше производство потихоньку хирело. Возможно, если бы раньше задумались и поддерживали спрос, кризис оказался бы не столь разрушительным для страны.
Поэтому важно не почивать на лаврах, а развивать успех. Боюсь спугнуть, но хорошие симптомы имеются. Например, на прошлой же неделе стало известно, что премьер поручил проработать еще ряд мер для поддержки автомобильного рынка в стране. В том числе за счет выплат владельцам машин, которые готовы сдать своих боевых коней старше 10 лет в утиль. Расстался с автомобилем - получи субсидию на новую покупку. Ни Америку открывать, ни велосипед изобретать тут не нужно. Подобные схемы действуют во многих странах - в Германии, Японии, Италии, Франции и т.д. Субсидии, конечно, везде разные. И, конечно, вряд ли нам обломится 5000 евро, как в Италии, но, думается, даже 1000 долларов окажутся хорошим поводом задуматься - не пора ли поменять авто.
Кстати, в Германии, где подобная программа была запущена в этом году, а субсидия составляет 2500 евро, продажи автомобилей растут, тогда как во всем мире падают. В общем, идея во всех смыслах хорошая. Во-первых, поддерживает автомобильный рынок. Во-вторых, избавляет страну от старой рухляди, которая не только эстетически засоряет города, но и экологию портит.
Конечно, нет у нас пока ни специальных заводов (их создание, кстати, тоже дополнительные рабочие места), ни законодательной базы. Но это, как говорится, не проблема. Было бы желание - и заводы построят, и законы примут (даром мы, что ли, депутатов содержим?). Главное, чтобы не заговорили, не замылили, не забыли, когда кризис отступит. Хорошие идеи, как и деньги, должны работать.
На самом деле автокредитование - яркий пример. Есть и другие. Возьмем, к примеру, пресловутый материнский капитал. Как только о такой инициативе стало известно, она сразу же обросла анекдотами. Смех смехом, а рождаемость-то растет, причем именно вторых и последующих детей. И так же, как в истории с льготным автокредитованием, никто деньги направо и налево не раздает. Захочет мамочка вложить их в улучшение жилищных условий, поддержит строительную отрасль, предпочтет потратить на образование детей - учителя спасибо скажут. В общем, деньги "в доме" остаются.
Впрочем, и иностранные государства можно мотивировать себе на пользу. Скажем, приезжал к нам на прошлой неделе председатель КНР Ху Цзиньтао. Не просто так. Привез соглашение на кредит в 700 млн долларов. Целевой. То есть по своему усмотрению мы эти средства потратить не можем, а должны закупить у Китая товары и услуги. Молодец товарищ Ху. Потому что сразу двух зайцев убил: и свободные деньги вложил, и поддержал спрос на китайские товары. Вот было бы забавно, если бы мы американцев также кредитовали, а не покупали бы их бесценные бумаги (в том смысле, что ничем не обеспеченные). Вот вам, господин Обама, десяток миллиардов и ни в чем себе, что касается наших товаров, не отказывайте. Откажет, конечно, а жаль...