Сетевой маркетинг, благодаря кризису, заметно усилил свои позиции, как по спросу, так и по количеству желающих в нем работать. В то же время, у большинства людей, ищущих работу, нарастает озлобленность против MLM-компаний.
Расцвет в эпоху кризиса
Адепты сетевого маркетинга потирают руки: в кризис их бизнес традиционно расцветает. Причин тому несколько: и то, что спрос в это время перемещается в эконом-сегмент, а именно такими товарами торгуют MLM-компании, и то, что оставшиеся без работы люди всеми силами ищут новое место, и часто сетевой маркетинг становится их прибежищем.
Сетевики готовы подтвердить свои слова о расцвете и примерами. На сайте «Мир MLM» приводятся такие факты: в разгар Великой Депрессии в 1937 году расцвет у одной из самых первых компаний сетевого маркетинга - Wachter‘s, занимающейся морскими добавками. Другая сетевая компания – Nutrilite – достигла своего расцвета в 1945 года, в период экономического спада после Второй мировой войны. Amway открылась во время спада 1958 года. Mary Kay набрала обороты в 1960 году». В самой России сетевой бизнес получил развитие в середине 90-х, а расцвёл в кризис 1998-го.
MLM раскидывает сети
С другой стороны, кризис приносит сетевикам не только повышенный спрос, но и вербует в их ряды новых сторонников. Оставшиеся без работы люди зачастую готовы согласиться на любой шанс заработать, и MLM-компании этим пользуются.
«В период кризиса резко сократилось количество вакансий от реальных работодателей. В то же время сильно увеличилась активность представителей различных MLM-компаний», – отмечают на сайте «Вакансия от А до Я». По данным экспертов, в России сетевой маркетинг сейчас используют полторы сотни компаний, на которые работает более 4 миллионов человек. Сейчас к этим 4 миллионам добавилось несколько миллионов потенциальных работников, которые лишились работы, либо переведены на неполный рабочий день. Их завлекают не только возможностью получить деньги, но и тем, что они, по сути, становятся сами себе хозяевами, а значит, уволить их никто не сможет. Для людей, уже переживших одно увольнение, с психологической точки зрения этот аргумент немаловажен.
Хороший доход в системе сетевого маркетинга получает лишь один распространитель из семидесяти
В то же время, по подсчетам экспертов, хороший доход в системе сетевого маркетинга получает лишь один распространитель из семидесяти. Большинство кандидатов выходят из этого бизнеса еще на этапе обучения, потратив на него деньги, но так и оставшись без работы.
Не мытьём, так враньём
«Третье собеседование подряд, и всё – пылесосы Кирби», – жалуется знакомый, ищущий работу, обещая в следующий раз, если его опять заманят на подобное, устроить грандиозный скандал. Его недовольство понятно: когда в семье с пугающей скоростью исчезают деньги, а работа так и не появляется, необходимость отвлекаться на заведомо бесперспективные собеседования раздражает. В объявлениях о работе большинство MLM-компаний обычно не указывают характер деятельности, надеясь завербовать людей уже личным обаянием.
Потому большинство серьёзных сайтов, публикующих вакансии, сетевиков на свои страницы пытается не пускать. Но они находят лазейки и то и дело появляются снова. Хотя и в Интернете в последнее время всё чаще возникают дискуссии: может быть, стоит снять запреты, объединив все MLM-компании в отдельную рубрику, чтобы соискатель чётко представлял, на что он откликается? Ведь когда претендентов становится всё больше, а вакансий – всё меньше, для некоторых безработных продажи могут стать единственным источником дохода.