Почему власть лишь в условиях мирового финансового кризиса стала понимать, что предпринимательство - панацея от сырьевой зависимости? Будет ли в ближайшее время введены механизмы «цивилизованного» лоббирования в России? Как правительство намерено поддержать малый бизнес? Об этом в ходе он-лайн конференции в социальной политической сети «Берлога» Единого Российского портала рассказала депутат Госдумы, член комитета по собственности Екатерина Семенова.
- Екатерина Юрьевна, открыть бизнес просто? Что, на ваш взгляд, является главной преградой на пути создания собственного бизнеса?
- Здесь надо понимать, что вы имеете в виду под словом «открыть». Если просто зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя - это просто. А вот другое дело найти площадь под аренду, да еще и по приемлемой цене, получить кредит или микрокредит, и вообще «раскрутить бизнес» - это сложно. И поверьте, мы много знаем о проблемах или, по крайней мере, большей части проблем малого бизнеса. Знаем о проблемах с имуществом, с недостаточным финансированием, нехваткой образования, ограниченностью профессиональной подготовки. Это «горячие» темы для нас.
- Президент России Дмитрий Медведев подписал законодательные поправки, которые приближают на два месяца вступление в силу закона об ограничениях на проверки малого бизнеса контролирующими органами. Таким образом, закон вступит в силу с 1 мая этого года, а не с 1 июля. К чему спешка? Поможет ли она общей ситуации?
- Никакой спешки в этом нет. Просто Правительство берет на себя обязательства и по мере возможности пытается их выполнить. Я не думаю, что предприниматели расстроятся от того, что данная мера вступит в законное действие максимально быстро.
- Вы в курсе планов правительства относительно малого бизнеса?
- На ближайшие два года правительство планирует реальную финансовую «разгрузку» малого бизнеса. Судите сами: только от расширения рамок УСН (упрощенной системы налогообложения) бизнес сможет сэкономить до 100 млрд. руб. в год. На кассовых аппаратах (в случае отмены обязательного использования для ряда субъектов малого бизнеса) высвободится еще порядка 30 млрд. рублей. Не стоит забывать и о том, что не только федеральная власть имеет право помогать «малышам». Субъекты, в данном случае, тоже имеют инструменты для регулирования и помощи. В большинстве субъектов сегодня снижена ставка ЕНВД с 15% и до 10-5%. Таким образом, власти на местах реально экономят своим малым фирмам от 50 и до 100 млн. рублей в год.
- Предприниматели говорят, что для развития и защиты малого бизнеса необходимо снизить налоги. А что думаете вы по этому поводу?
- Я только «за». И за снижение налоговой нагрузки, и за упрощение самой процедуры начисления, учета и уплаты налогов. Поэтому я голосую за патенты.
Я придерживаюсь того мнения, что система налоговых платежей - это механизм реального воздействия на общественное производство, на бизнес - его структуру, динамику и т.д. С помощью налогов можно мотивировать бизнес, а можно ограничивать деловую активность.
Я являюсь сторонником налогового регулирования - т.е. стимулирования, развития и мотивации малого бизнеса за счет налоговой системы. При этом, убеждена, что откровенное бойкотирование малого бизнеса - это такие ситуации, когда определенные налоги выбивают конкурентную почву из под ног предпринимателя. И в данном случае, наиболее наглядный пример протекционизма крупного бизнеса – НДС. Сегодня основным барьером конкурентоспособности малых промышленных предприятий является проблема зачета налога на добавленную стоимость между субъектами налогообложения. Поэтому, я уверена, что сегодня необходимо разработать механизм зачета «входящего» НДС для предприятий, потребляющих товары, работы и услуги малых компаний или ИП. Тем самым себестоимость у малого бизнеса при зачете административных издержек, будет ощутимо ниже, чем у крупного. А значит, малому производству будет выгодно «производить болты и гайки», а крупному будет гораздо выгоднее их покупать уже по более низким ценам.
- Скептики называют главной непреодолимой преградой на пути малого предпринимательства законодательство…
- В любом случае необходимо понимать, что малый бизнес, хоть и небольшого размера, но это - бизнес. А значит, вы несете ответственность - и перед государством, и перед потребителями. Другое дело, что основная цель государства - максимальное упрощение и облегчение вхождения новичка в бизнес. И здесь я согласна с тем, что необходимо все процедуры регистрации, отчетности сделать максимально простыми и удобными. Действительно у предпринимателя нет лишнего времени и лишних денег на то, чтобы постоянно отчитываться перед государством и чиновниками.
- Все говорят о поддержке малого бизнеса. Где она?
- Большая часть сегодняшних мер в отношении малых фирм - локальные. Отсюда и их несовершенство. Я предлагаю прописать все преференции, которые положены малому бизнесу, в одном законопроекте. Раз положены кредиты, значит, они будут прописаны. Есть обязательство по микрофинансированию - значит тоже включим его в проект закона. И тогда не будет этой неразберихи с льготами и преференциями.
- Когда открыть бизнес можно будет в уведомительном порядке, а не разрешительном?
- Сегодня много говорят об уведомлении. Мол, открыл магазин, отправил письмо в специальные органы с пометкой «Я, Иванов Иван Иванович, открыл магазин»... Для предпринимателя такая система регистрации бизнеса очень удобна, я с этим не спорю. Но, на практике представители проверяющих и контролирующих организаций считают иначе. Их видение этого вопроса следующее. Во-первых, просто зарегистрироваться в качестве ИП и даже юридического лица сегодня очень просто и в принципе быстро. Но вот разрешение на открытие магазина, салона красоты, стоматологического кабинета или кулинарии должны давать органы отвечающие за пожарную безопасность, гигиеническое состояние помещения и т.д. И здесь тоже есть определенная логика и правда. Вопрос это на сегодняшний день спорный. И у каждой стороны свои доводы и аргументы.
- Почему малый бизнес в России немного притормозил в развитии? Только ли это из-за глобального кризиса или есть на то и другие причины?
- У нас нет собственного производства. И получилось так, что вся экономика сидела на «сырьевой игле», а малый бизнес полностью зависел от импорта. До тех пор пока у нас не будет собственного производства, а значит и ВВП, обеспеченного собственными, произведенными внутри страны товарами, о каких-то стабильных курсах рубля к доллару, евро, «корзине валют» говорить рано.
- Известно, что в Америке лоббизм законодательно закреплен. Готова ли Россия к тому, чтобы ввести лоббизм в правовое русло? Или это останется формой коррупции?
- Заглянула в словарь. Одна из трактовок: «Лобби, лоббизм» (в пер. с англ. - кулуары) - система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний». Я против кулуарной борьбы, против подкупа и «продавливания» своих интересов. Другое дело цивилизованная защита интересов того же малого бизнеса, посредством профсоюзов, саморегулируемых организаций. Никто не мешает, и даже напротив государство сегодня очень поддерживает такую идею, объединяться малому бизнесу в саморегулируемые организации и официально отстаивать, защищать свои интересы. Но не в кулуарах и коридорах - а открыто.
- На ваш взгляд, необходимо ли сокращать аппарат, который «кормится» за счет тех, кто работает?
- Я против бюрократии, против усложнения систем отчетности и налогообложения. Именно поэтому, я активно выступаю за патентование малого бизнеса. Приобрел патент в начале года - и действительно спокойно веди свой бизнес, не вспоминая о сроках сдачи балансов, отчетов и т.п. В то же время, и я говорю об этом на встречах с депутатами, в интервью, - необходимо документальное подтверждение статуса «малое предприятие». Пришла какая-то проверка и предприниматель не собирает кипу подтверждающих его статус «малое предприятие» документов, а предъявляет всего лишь один сертификат или патент.
- В России существует масса профильных организаций, занимающихся вопросами малого, среднего, крупного, какого угодно бизнеса. И если ситуация в этой сфере аховая (как косвенно признает власть), то зачем они, эти организации, вообще существуют? Эффективность у них - ноль?
- Давайте будем откровенны - мы только сейчас заговорили о необходимости малого бизнеса. Мы только теперь, в условиях мирового финансового кризиса, стали понимать, что именно предпринимательство - это реальная панацея от сырьевой зависимости. По существу поддержка малого бизнеса только начинается. Большая часть мер пока носит не системный, а локальный характер. Мы приступаем на сегодняшний день к очень важному этапу - начинаем формировать государственную инфраструктуру поддержки и развития малого бизнеса.