USD 91.1868

-0.27

EUR 100.7622

-1.01

Brent 76.93

-0.07

Природный газ 2.146

+0.01

5 мин
...

Пир в предчувствии чумы

Человечество научилось предсказывать приметы кризиса еще до появления экономической науки   «Экономика как наука — это больше симбиоз социологии, здравого смысла и искусства, а никак не построение регрессий, оказывающихся бесполезными уже через три месяца после их презентации», - пишет экономист Николай Кащеев. Это мнение становится все более популярным по мере того, как кризис опрокидывает одну экономическую теорию за другой.

Пир в предчувствии чумы

Сообщество финансовых аналитиков пребывает в состоянии транса – они просто не знают, что будет. Кризис становится чем-то вроде землетрясения – все понимают, где он может произойти, но никто не понимает когда. А между тем, человечество имеет довольно большой аппарат для предсказания кризисов. Беда только в том, что он лежит за пределами экономических теорем.

Действительно, ведь, кроме гаданий по биржевым индексам, существуют ещё и старые, проверенные методы. «Скажем, китайские историографы, рассказывая о падении династии, неуклонно сообщали и о том, как перед этим «жена съела мужа» и т.п. Сейчас это вызывает насмешки – а зря. Устойчивые верования – даже крайне нелепые на первый взгляд – в большинстве случаев несут в себе рациональное зерно; у тех же китайцев было достаточно времени, чтобы установить корреляцию между поеданием мужей/всплеском «извращённой» преступности и падением династий», - говорит историк Евгений Пожидаев.

В начале XXI века стало нелегко отслеживать подобные корреляции. Скорость экономических процессов такова, что социальные изменения не всегда поспевают за движением фондовых индексов. Но это и хорошо – таким образом, социальные процессы позволяют предсказывать масштабные кризисы, не обращая внимание на обычные циклические спады. Рассмотрим, например, «великую депрессию», которая случилась во Франции в XIV веке.

Проклятие тамплиеров

Рано утром, в пятницу 13 октября 1307 года, все тамплиеры Франции были арестованы. Официальные обвинения в адрес храмовников включали ересь, идолопоклонство, массовую содомию, надругательство над святынями, каннибализм и сатанизм - всего 117 пунктов. Причина арестов довольно проста: незадолго до этого казначей Ордена Тампля незаконно выдал Филиппу IV огромный кредит. Казначея с позором изгнали, игнорируя заступничество короля и Папы. В итоге у магистра Ордена Жака де Моле появились основания требовать возврата ссуды. Но король, которого подданные ласково прозвали «фальшивомонетчиком», предпочел отправить де Моле на костер. Перед смертью де Моле проклял короля Франции. «Железный король» умер через год – и это было только…

В начале лета 1317 года на страну обрушился голод, усеявший города трупами. Вскоре после этого над всей Францией пронёсся вихрь безумия. Туманная идея крестового похода охватывает массы. Толпы простолюдинов преимущественно в возрасте от пятнадцати до двадцати лет, покидают свои семьи и деревни, и, босыми, без денег и еды, объедининяются в бродячие банды. Сотни тысяч пастухов в течение года опустошают Францию. Чтобы победить их, королевской армии приходится дать настоящее сражение.

Едва положили конец неистовству пастухов, как началось безумие прокажённых. Ибо летом 1321 года источники, ручьи, колодцы и водоёмы во многих местах оказались отравленными. Это было предвестьем масштабного экологического кризиса, обернувшегося спустя несколько лет пандемией чумы. Но народ мало понимал в экологии. Во всем обвинили прокаженных. Жители городов и деревень бросились на лепрозории, чтобы перебить больных, внезапно ставших врагами общества. Щадили только беременных женщин и матерей, да и то лишь до тех пор, пока они кормили своих младенцев. Затем и их предавали сожжению. После прокаженных взялись за евреев, которых обвиняли как соучастников какого-то чудовищного, но непонятного заговора, вдохновлённого, как уверяли, мавританскими королями Гранады и Туниса. Ветер Аквитании был насыщен зловещей гарью костров. В Шиноне евреи всей округи были брошены в объятый пламенем ров; в Париже они были сожжены на том самом злосчастном острове, который носил их имя, как раз там, откуда Жак де Моле бросил своё роковое проклятие. Но все это были цветочки. Затем разразился уже полноценный кризис, Столетняя война, перманентный голод и сокращение численности населения.

Деньги некуда девать

Немотивированное насилие, всплеск уличной и подростковой преступности и ненависть к меньшинствам – только часть признаков надвигающейся депрессии. Не менее характерным признаком является стремительный и необъяснимый рост стоимости развлечений и гонораров актерам. «Рыцарские турниры появились в конце XII века и в своём развитии прошли три этапа: свалки, шоу и церемоний, - рассказывает Евгений Пожидаев. - Изначально – в эпоху свалки – турниры представляли собой просто рыцарские драки стенка на стенку, на пересечённой местности и без «болельщиков». Затем правила меняются, ристалища облагораживаются и обрастают трибунами – в итоге общий антураж начинает напоминать современные матчи «Зенита» с «Шинником». Тем не менее, пока это ещё жёсткий силовой спорт».

Однако с начала XIV века турниры теряют всякий контакт с реальностью, обратившись в дорогостоящую и изощренную забаву. При этом их бюджеты растут такими темпами, что участие в ристалищах становится не по средствам большинству знати. Турниры становятся костюмированными и театрализованными, разыгрываются по сценарию, обрастают дорогостоящими декорациями и сопровождаются красочными шествиями с ряжеными «турками», «дикими людьми», карликами и львами на серебряных цепях.

Экономическая логика в этом эскапизме есть – когда нерентабельно вкладывать в реальное производство, люди сначала начинают вкладывать в торговлю и недвижимость, а затем в индустрию развлечений. Об этом же можно говорить, если вспомнить огромные гонорары актеров в эпоху упадка Римской империи. Нетрудно провести аналогии с современной ситуацией, когда бюджеты блокбастеров растут каждый год и уже приближаются к бюджетам отдельных государств. А сами блокбастеры снимаются исключительно для того, чтобы продемонстрировать новые возможности компьютерной графики и спецэффектов. Параллельно гонорары «звезд» шоу-бизнеса и спорта конкурируют с зарплатами топ-менеджеров крупнейших корпораций.

Back in the USSR

Если взглянуть на нынешнюю ситуацию и предшествовавшие ей годы с точки зрения «средневекового» аналитика, то открывается безрадостная картина. В США задолго до кризиса началась эпидемия немотивированных убийств: стрельба в школах, «вашингтонский стрелок» и т.п. Плюс мессианские ожидания времен правления Джорджа Буша младшего относительно глобальной роли Америки в переделывании человечества. И все это на фоне баснословных гонораров голливудских актеров, «звезд» НХЛ, НБА и др.

«Равным образом в СССР второй половины 80-х начались примечательные процессы – тем более примечательные, что уровень экономических неурядиц оставался умеренным, а правоохранители сохраняли дееспособность», - отмечает Евгений Пожидаев. Однако уже в правление Андропова начинается а) бурное размножение маньяков б) стремительная консолидация молодёжных преступных группировок – см., например «Казань». Кстати, знаменитое «ледовое побоище» - массовая драка с участием нескольких сотен человек - случилась там аж в 1984, т.е. ещё при Черненко.

в) первые проблески всеобщего помешательства на уфологии г) быстрый и труднообъяснимый рост всеобщей ненависти к… вьетнамцам. Сейчас об этом никто не помнит, а между тем под занавес советской эпохи их гоняли со страшной, нечеловеческой силой – с убийствами, массовыми драками и осадой общежитий. При этом, например, московская разборка 1990-го – с двумя убитыми и массой раненых – началась потому, что «косоглазых» заподозрили… в скупке мужских носков и создании соответствующего дефицита. Несложно припомнить, какие сдвиги в советской экономике маркировали эти завихрения.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram