Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в статье, написанной специально для "Денег", продолжает дискуссию о путях выхода российской экономики из кризиса. По его мнению, главное на нынешнем этапе — чтобы государство четко определилось, кому именно и на каких условиях оно будет оказывать поддержку и что оно потом будет делать с полученной в обмен на эту поддержку собственностью.
Александр Николаевич Шохин родился 25 декабря 1951 года в Архангельской области. В 1974 году окончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова, доктор экономических наук, профессор. В 1991-1994 годах работал заместителем председателя правительства РФ; одновременно занимал посты министра труда и занятости, министра экономики, председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. В 1998 году был заместителем председателя правительства РФ по финансово-экономическим вопросам. В 1994-2002 годах — депутат Государственной думы трех созывов; занимал посты первого заместителя председателя Госдумы, руководителя думской фракции "Наш дом — Россия", председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. С 2005 года — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Картина кризиса
На прошлой неделе для РСПП завершился очередной год — нет, не календарный, не финансовый и даже не лунный. Просто был доработан и вынесен на обсуждение широкой аудитории наш ежегодный доклад о состоянии делового климата в России. Так уж совпало, что презентация этого доклада пришлась на Страстную неделю, и, хотя темы доклада носили сугубо светский характер, некоторые его выводы хорошо сочетались с общим настроением, вызванным постом и долго уходящей зимой.
Деловой климат в России ухудшился. Это данность, с которой нам придется работать в ближайшие годы. При этом невозможно оправдываться лишь макроэкономическими показателями и пенять исключительно на мировую конъюнктуру, архитектуру и глобальное потепление. Привычная версия "Мы не виноваты, это они первые начали" — не для взрослой критики.
Уже первая половина 2008 года не давала нам особых оснований для оптимизма. Отсутствие реальных стимулов для инвестиций, "никакая" инфраструктура, нехватка кадров нужной квалификации — вот основные характеристики последнего "тучного" полугодия.
Те очаги оптимизма, которые были найдены в ходе анализа делового климата в 2007 году,— тенденция к решению проблем бизнес-сообщества в суде, отдельные реализованные меры по улучшению налоговой системы — не меняют общей картины. Наше движение вперед было неприемлемо медленным — "спокойная гавань" не успела возвести необходимые защитные барьеры, и даже наоборот, ряд водозаборов был разобран на политические нужды.