В России резко выросла потребительская активность. Это отмечается во многих секторах торговли. И дает основания экспертам говорить о существенном росте благосостояния россиян. Важнейший показатель в этой области - уровень продаж автомобилей. Особенно новых иномарок. Итоги продаж своей продукции в России в 2001 году западные производители назвали рекордными. К концу года темпы роста рынка не приостановились. После подсчета результатов продаж за девять месяцев производители и дилеры уверенно заявили, что в 2001 году будет преодолен желанный докризисный рубеж
В этом году объемы продаж новых иномарок превысят уровень 1998 года, когда через официальную дилерскую сеть их было продано 76 800. По данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), с января по сентябрь 2001 года юридическими лицами было реализовано 77 200 автомобилей западных марок, из них 57 800 новых. Ответственный секретарь РОАД Наталья Константинова считает, что до конца года будет продано еще порядка 20 000 новых машин. За весь прошлый год было реализовано 42 600 новых иномарок.
"Пока непонятна природа явления, - говорит Александр Мойнов, директор по маркетинговым операциям российского подразделения General Motors. - Увеличение спроса на иномарки действительно происходит, но одновременно идет и перераспределение потоков из серого сектора в официальный импорт".
В этом году таможня открыла зеленый коридор для официальных дилеров западных автопроизводителей, которые получили право упрощенного оформления ввозимых автомобилей. Кроме того, с начала 2001 года были снижены на 5% таможенные пошлины. В результате, по мнению Валерия Тараканова, директора по маркетингу компании "Рольф-Холдинг" (дилер Mitsubishi), в официальный сектор из "тени" "пришло" примерно 10 000 автомобилей. Однако основной причиной роста сбыта иномарок участники рынка называют растущую экономику и увеличение доходов населения.
"Все аналитики говорят, что русская экономика идет вверх, - говорит Милан Смутный, представитель чешского завода Skoda. - Это сказывается и на авторынке. Думаю, что низкие цены на нефть не изменят ситуации". Skoda планирует продать на российском рынке в этом году 8000 автомобилей - на 200% больше, чем в прошлом.
Валерий Тараканов считает, что в будущем году темпы роста рынка замедлятся и составят в лучшем случае 30-35%, в худшем - 15%. "В этом году весь рынок стимулировала сверхприбыль от продажи нефти, - говорит он. - В будущем, судя по всему, этого стимула не будет".
Поэтому можно предположить, что низкая мировая цена на нефть и падение доходов от ее экспорта действительно может замедлить развитие рынка новых автомобилей иностранного производства. В первую очередь это может коснуться сегмента автомобилей стоимостью $8000-13 000, на которые в этом году активно пересаживается российский средний класс. Однако спрос на эти машины может подтолкнуть введение ограничительных пошлин на ввоз бывших в употреблении иномарок. В любом случае предпосылок для повторения ситуации 1998 года участники рынка не видят и ожидают от 2002 года только роста.
...
Пешеходов нужно любить еще больше
Российский авторынок вышел на докризисные показатели