Потери ради партнерства
Главная сенсация переговоров в Волынском - отказ от НДС на экспорт нефти и газа на Украину
Главы правительств двух стран договорились о том, чего давно добиваются российские нефтяные компании, владеющие НПЗ на Украине. "Мы готовы нести финансовые потери, а они составят $170 млн, - заявил Михаил Касьянов, - ради сохранения стратегического партнерства с Украиной". В остальном же во время переговоров никакого прорыва не произошло, стороны остались на своих прежних позициях, подчеркивая, что интеграция не должна нарушать национальные интересы.
Москва и Киев уже давно заявляют о своем желании подписать новое двустороннее соглашение о свободной торговле, но никак не удается найти оптимальную формулу, которая позволяла бы защитить при этом национальные интересы обеих стран. Россия ввела квоты на поставку труб из Украины, Украина в свою очередь приняла решение о введении специальной пошлины на 22 российских товара. Товарооборот между двумя странами вопреки желаниям обеих сторон начал падать.
Наконец, политическую формулу взаимодействия удалось найти или, по крайней мере, подвести теоретическую базу. В версии председателя правительства России Михаила Касьянова она звучит так: "Экономики наших стран слишком похожи, они выстраивались по одним правилам, и потому они рассчитаны не на конкуренцию, а на кооперацию и интеграцию". Премьер Украины Анатолий Кинах подтвердил стремление к интеграции, подчеркнув, что "Украина и Россия являются партнерами, которым стратегически важно объединиться, несмотря на конъюнктурные настроения". Но, тем не менее, речь идет о новом формате соглашения о свободной торговле. Каком - пока не уточняется.
Со времени последней декабрьской встречи двух премьеров ситуация в мировой экономике изменилась, обострилась конкуренция на рынке металла, возросла роль России в обеспечении энергетической безопасности как Европы, так и всей Евразии. И Киев сделал для себя соответствующие выводы.
Во-первых, Украине очень важно сохранить российский рынок металла. И понимая, что кризис перепроизводства в черной металлургии коснулся и России, более того, российские металлурги довольно активно лоббируют принятие решения об ограничении импорта стали из Украины, Киев принял контрмеру по защите собственного рынка и в конце марта принял решение о введении дополнительных пошлин на ряд российских товаров. При этом Киев довольно откровенно дал понять, что эта мера носит превентивный характер и при определенных условиях ее можно отменить. Этими "определенными" условиями является отмена уже существующих квот на импорт украинских труб, во-первых, и сохранение режима торговли на другую продукцию металлургии, во-вторых. Напомним, что в мае 2001 года Россия ввела спецпошлину на украинские трубы - на уровне 620 тыс. тонн, и пролонгировала на 2002 год. Как заявил Михаил Касьянов: "Перепроизводство некоторых видов товаров и сложности с их сбытом ставят задачи по более радикальному проведению структурных реформ в ряде отраслей экономики". В частности, речь идет о черной металлургии. Глава российского правительства сообщил, что в мае кабинет министров планирует рассмотреть программу реформы отрасли и выработать меры по ее структурной перестройке. При этом планируется координировать свои действия с украинской стороной.
Второй важный вывод, который сделал Киев, - это сохранение и дальнейшее развитие транзитного бизнеса. "Нам надо объединить интересы поставщиков (Россия), транспортировщиков (Украина) и потребителей энергоносителей", - заявил Анатолий Кинах. В июне нынешнего года Россия и Украина намерены подписать долгосрочное соглашение о транзите российского газа через Украину, а также рассмотреть вопрос о строительстве магистрального нефтепровода "Адрия - Дружба", который соединит трубопроводные системы двух стран с портами Хорватии.
В очередной раз оба премьера заявили о том, что сегодня не время возводить барьеры, а надо искать пути интеграции, и подчеркнули, что позиции России и Украины по отношению к необходимости защиты национальных рынков совпадают, и при вступлении обеих стран в ВТО они будут координировать свои действия.
По итогам переговоров был подписан межправительственный протокол о внесении изменений в соглашение о производственной кооперации. По словам Михаила Касьянова, данный документ обеспечит государственную поддержку связей между предприятиями двух стран.
Российский премьер сообщил также, что эксперты двух стран уже работают над совместной программой переоснащения российского и украинского авиационных парков новыми моделями самолетов. В июне, надеется Михаил Касьянов, данную программу удастся принять, обеспечив загрузку авиационных предприятий наших стран и продажу авиационной техники на рынке. Договорились Михаил Касьянов и Анатолий Кинах и о совместной программе по обновлению авиапарков двух стран на базе российских и украинских самолетов