Требуется консенсус
Реформа электроэнергетики требует консенсуса
Собственно, правительство и раньше шло по пути компромисса. Пакет из шести законопроектов, посвященных реформе электроэнергетики, одобренный им этой весной и тогда же направленный в Госдуму, все лето обсуждался в трехсторонней комиссии из представителей кабинета министров и обеих палат Федерального Собрания. В результате стороны выработали скорректированный вариант, который уже одобрен думским комитетом по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.
Теперь кабинету министров предстоит провести пакет законопроектов через, как минимум, три голосования в Думе и одно в Совете Федерации, прежде чем он попадет на стол к президенту. Заявление Касьянова о необходимости консенсуса указывает на то, что правительство готово к любым замечаниям депутатов, за исключением таких, которые поставят под вопрос основную идею реформы - разделение электроэнергетической монополии на конкурентную, подлежащую приватизации, и инфраструктурную, остающуюся в собственности государства, составляющие.
Главное для правительства /и на это косвенно указал Касьянов, говоря о политической цене малейших ошибок в реформировании электроэнергетики/ - удержать главный акцент на экономическом аспекте реформы, избежав при этом политизации проблемы.
Перевес в сторону политики, между тем, не исключен. Если в последние два с половиной года основные экономические инициативы правительства /такие, например, как предложения по налоговой реформе, бюджету и т.п./ получали в Госдуме гарантированную поддержку центристского большинства, то в нынешнем случае основная трудность состоит в том, что представители этого большинства нередко высказывают по поводу реформы электроэнергетики диаметрально противоположные точки зрения. Так что если отказаться от поисков консенсуса и попробовать действовать более прямолинейно, то центристский якорь правительства в Государственной думе может не выдержать. А это, учитывая, что претензии представителей регионов в Совете Федерации не менее серьезные, чем у депутатов Госдумы, чревато осложнением отношений правительства с Федеральным Собранием в целом.
Вряд ли накануне очень сложного в бюджетном отношении года с пиком выплат по внешнему долгу, правительству стоит делать выбор в пользу обострения отношений с парламентом. Ведь до сих пор политическая стабильность и высокая степень взаимопонимания между ветвями власти были одним из его наиболее сильных активов, который оно вряд ли захочет утратить.
Это значит, что несмотря на мощное давление и аргументацию сторонников реформы из РАО "ЕЭС" и Минэкономики, правительство в целом будет стремиться к выработке некоего "срединного" варианта, который бы устроил всех участников законодательного процесса.
Наиболее радикальный подход, озвученный в парламенте, до недавнего времени сводился к простому вопросу: стоит ли вообще реформировать успешно работающую отрасль? Ответ правительства и РАО "ЕЭС" до сих пор неизменен - стоит, ведь это повысит ее инвестиционную привлекательность. Если не начать привлекать ресурсы для развития уже сейчас, то через два-три года предприятия электроэнергетики могут столкнуться с серьезным кризисом из-за выхода из строя действующих мощностей. Результаты летней работы согласительной комиссии показывают, что перевес здесь остался за правительством.
Другой общий вопрос, в котором парламентарии и представители регионов расходились с кабинетом министров - это, хотя бы на первых порах, приоритет интересов потребителей над требованиями рынка. Судя по высказываниям Касьянова, спорить с этим правительство пока не будет. Свободный рынок электроэнергии и газа, сказал он, может появиться в России в ближайшие пять лет. Но в переходный период, считает премьер, процесс формирования тарифов на услуги естественных монополий должен оставаться под контролем государства.
Повышение тарифов за счет промышленности и населения, по словам Касьянова, неприемлемо. Сначала предприятия электроэнергетики должны показать, как они снижают собственные издержки, и только после этого может быть принято решение по изменению тарифов.
Кроме того, заверил Касьянов, государство не намерено снижать долю своего участия в естественных монополиях до завершения процесса их реструктуризации, то есть процесс реформирования будет идти под государственным контролем. При этом под государством, вероятно, стоит понимать не только исполнительную ветвь власти федерального уровня. Очевидно, что в стороне не должны остаться ни парламент, ни руководители регионов.
Уже через одну-две недели будет ясно, насколько заявления премьер-министра восприняты депутатами - вопрос о реформировании электроэнергетики, который уже не раз откладывался, должен быть рассмотрен в парламенте именно в эти сроки. И если дело действительно заключается в проблеме консенсуса и государственного контроля за реформой, то оно имеет все шансы сдвинуться с мертвой точки.