Рубль — валюта «второго ряда»
Перспективы России на ближайшее десятилетие
Свой доклад Гайдар читал в исключительно благожелательной аудитории. Присутствовали Анатолий Чубайс и Евгений Ясин, руководство московского представительства Всемирного банка, известные экономисты, сотрудники Института экономических проблем переходного периода, известного как ?гайдаровский? ? всё люди, в агитации за ?правое дело? не нуждающиеся. Тем не менее,
в выступлении Гайдара отчетливо просматривалась попытка отмести все возможные сомнения в правильности тех экономических реформ, которые начались под его руководством
Гайдар отметил, что правительство, к его личному восхищению, все четыре послекризисных года с их высокими ценами на нефть сумело проводить весьма консервативную бюджетную и финансовую политику. В последний раз, когда цены на нефть были ненормально высоки ? а именно в 1979-82 гг. ? ?у нашей политической элиты случилось такое разжижение мозгов, что в итоге мы ввязались в афганскую войну?. Результатом же поведения правительства в конце 1990-х ? начале 2000-х стало то, что в ближайшие два года ? при сохранении нынешней финансовой системы и воздержания от ?явных глупостей? ? российская экономика в состоянии адаптироваться к любым внешним потрясениям.
А то, что потрясения возможны, Гайдар не сомневается: ?Экономическая команда Клинтона, которая была, на самом деле, очень сильной, проглядела и мексиканский, и азиатский финансовые кризисы. Я лично знаком с этими людьми и потому могу утверждать: для них и тот, и другой стали полной неожиданностью. Это означает, что и новый финансовый кризис, скорее всего, грянет (для американских властей) внезапно?.
В таком контексте вполне логично выглядит идея о превращении российского рубля в стабильную валюту ?второго ряда?, не привязанную ни к доллару, как сейчас, ни к евро, как предлагают некоторые .