Гохран вывозит золото тоннами?
Коллегия Счетной палаты на закрытом заседании утвердила результаты проверки Гохрана
"В повестке дня этот вопрос значился как проверка эффективности отпуска из Гохрана драгметаллов на условиях своп", говорит заместитель руководителя пресс-службы палаты Михаил Жигалов. Подробности обсуждения не сообщаются, но "Коммерсант" утверждает, что кое-что удалось выяснить.
Операции своп широко используются на золотом рынке. Речь идет о продаже золота на условиях спот (по сложившимся на момент заключения сделки ценам) с одновременным заключением обратной форвардной сделки (с расчетами в будущем). Однако в большинстве случаев золото, по сути, выступает в качестве залога, под который его владелец берет кредит. Металл при этом находится за границей в режиме временного таможенного вывоза.
В 1994 году Гохран на основании секретного указа президента вывез 30 тонн золотых слитков в Швейцарию на общую сумму 361,7 млн долл., разместив их на условиях своп в банке UBS. Еще 30 тонн золота стоимостью 351,7 млн долл. ушли по адресу финансовой компании Credit Swiss Financial Products. Срок действия этих договоров истек в 1999 году, однако золото в Россию так и не вернулось, так как у правительства в тот момент не было 700 млн долл. для его выкупа. Обе партии были проданы за границей, как полагают аудиторы, на не слишком выгодных условиях: золото упало в цене.
Однако больше всего аудиторов заинтересовал так называемый третий своп, который они обнаружили в общем-то случайно, поскольку по документам таковым он не значился. В 1997 году Борис Ельцин подписал указ об отпуске из Госфонда еще 30 тонн золота. Согласно этому указу, золото предназначалось для продажи на внешнем рынке через Внешторгбанк с условием поступления вырученных средств на спецсчет Минфина до конца 1997 года. То есть ни о каких свопах в президентском указе не было и речи.
Однако, как выяснила Счетная палата, тогдашний глава Гохрана Герман Кузнецов с личного разрешения министра финансов Анатолия Чубайса подписал с Credit Swiss Financial Products договор на продажу золота на условиях своп в рамках контракта от 1994 года. При этом соответствующего постановления правительства Счетной палате обнаружить не удалось.
По завершении этой сделки Россия получила 293 млн долл. - а могла бы заработать 312 млн, если бы золото в соответствии с указом президента было продано в 1997 году. То есть государство не получило 19 млн долл., а еще 71,4 млн ушли на оплату процентов. В материалах коллегии СП, по данным "Коммерсанта", говорится, что столь неэффективная для госбюджета продажа золота "вызвана ненадлежащим исполнением государственными должностными лицами своих обязанностей". Кроме того, там содержится формулировка, из которой следует, что государственное золото вывозилось из России фактически "по подложным документам".
В Гохране все обвинения Счетной палаты категорически отвергают. "На мой взгляд, подход Счетной палаты к оценке эффективности сделок своп с золотом предвзятый. И это при полном отсутствии методики такой оценки. Все это абсолютно некорректно, о чем мы и написали в ответном письме в адрес палаты", - заявил газете руководитель Гохрана Владимир Рыбкин. По его мнению, перспектив у этого дела немного, особенно с учетом того, что срок его давности уже истек.