«Труба» зависла...
В подвешенном состоянии оказался трубопроводный проект "Дружба"-"Адрия"
Для создания нового экспортного направления необходимо соединить южную ветку нефтепровода "Дружба" (проходит по территориям России, Белоруссии, Украины, Словакии, Венгрии и Хорватии) с трубопроводом "Адрия", протянутым от средиземноморского порта Омишаль к НПЗ в хорватском городе Сисак (туда же подходит и "Дружба"). Чтобы прокачивать российскую нефть в Омишаль, необходимо сделать реверс "Адрии" (т. е. обеспечить прокачку нефти в обратном направлении).
Реализация этого проекта позволит дополнительно экспортировать 5 млн т, а в перспективе и 15 млн т российской нефти - в том числе и в США, поскольку глубоководный порт Омишаль способен принимать супертанкеры.
Однако проект до сих пор находится в подвешенном состоянии. Как рассказал представитель одной из нефтяных компаний, участвующих в проекте, в апреле на очередной встрече представителей "Транснефти", ТНК, "ЮКОСа" и JANAF хорватская компания заявила о том, что необходимо поднять тариф на перевалку нефти в порту Омишаль - с согласованных ранее $2,5 до $4 за тонну.
Эти требования связаны с тем, что объем необходимых инвестиций JANAF увеличился с планировавшихся ранее $20 млн до $60 млн: выяснилось, что в рамках проекта необходимо построить дополнительные резервуары для хранения нефти в Омишале и Сисаке.
"Хорватам надо отбивать эти инвестиции, но тариф на прокачку поднять нельзя. Вот они и решили увеличить стоимость перевалки [в порту], поскольку она в межправительственном соглашении не оговорена", - сказал нефтяник. По его словам, если участники проекта согласятся с требованием JANAF, то маршрут "Дружба" - "Адрия" - Омишаль - Аугуста (Италия) окажется неконкурентоспособным по сравнению с направлением Новороссийск - Аугуста; следовательно, экспортировать нефть через Хорватию никто не захочет.