Тайное стало явным
Российские нефтяные олигархи убеждали Тодийчука согласиться на реверс "Одесса-Броды"
Как сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) представитель одной из компаний, этот вопрос обсуждался 12 февраля на встрече специального уполномоченного по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора Александра Тодийчука и заместителя министра топлива и энергетики Украины Богдана Клюка с руководителями ведущих российских нефтяных компаний.
На встрече, в частности, присутствовали президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, глава "Сибнефти" Михаил Швидлер, исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан, генеральный директор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, президент "Транснефти" Семен Вайншток, а также заместитель министра энергетики РФ Владимир Станев.
По итогам встречи представители российских НК отметили, что предложения украинской стороны об использовании маршрута Кременчуг-Снегиревка-Пивденный для транспортировки российской нефти дополнительно в объеме до 9 млн. тонн в год не могут быть реализованы в связи с отсутствием технических возможностей у компании "Транснефть".
Кроме того, использование трубопровода "Одесса-Броды" для транспортировки каспийской нефти на западноукраинские НПЗ, а также поставки на польские и чешские заводы противоречат интересам российских НК, поскольку это приведет к потере рынка, сообщил собеседник АНИ. В частности, это касается осуществления транспортировки по "словацкому" отрезку трубопровода, собственником которого является "ЮКОС", поддерживающий общую позицию, заявленную представителями ведущих российских НК, добавил он.
По словам источника, оппоненты реверсного использования трубопровода "Одесса-Броды" считают невозможной реализацию данного проекта в связи с усилением нагрузки на Босфор, однако они не учитывают это же обстоятельство, предлагая уже сегодня начать транспортировку сырья по параллельному "Одесса ? Броды" маршруту.
"Это явно подтверждает наличие двойных стандартов в оценке данной ситуации", - отметил он.
Говоря о проекте концессионного использования трубопровода "Одесса-Броды", поддержанного Кабинетом министров Украины, российская сторона выразила мнение, что его реализация возможна только в случае запуска этого направления в реверсном режиме в кратчайшие сроки.
Кроме того, в ходе встречи представители российских компаний высказали пожелания по снижению тарифов на транспортировку и перевалку нефти в украинских портах в связи с их низкой конкурентоспособностью по отношению к другим существующим и создающимся транспортным коридорам.
Это обстоятельство может осложнить процесс заключения транзитного соглашения между Украиной и Россией, так как российские НК предполагают использовать транзитные транспортные коридоры, проходящие через украинскую территорию, по остаточному принципу, считает источник.
Как сообщалось, Кабинет министров Украины 4 февраля принял решение об использовании нефтепровода "Одесса-Броды" в прямом направлении, тогда как российские компании были заинтересованы в его реверсном использовании, что позволило бы транспортировать российскую нефть на побережье Черного моря. В частности, российская компания ТНК- ВР выражала готовность поставить 380-420 тыс. тонн технологической российской нефти сорта Urals в виде товарного кредита на 3 года для заполнения нефтепровода "Одесса - Броды", а также обеспечивать до 9 млн. тонн нефти в год для прокачки.
Американская компания Chevron предложила Украине транспортировку нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в прямом направлении уже в нынешнем году.
Первая очередь нефтетранспортной системы "Одесса-Броды" была сдана в эксплуатацию в мае 2002 года, однако транспортировка сырья до сих пор не началась. Пропускная способность системы ? 9- 14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров.
Морской нефтяной терминал "Южный" (Одесса) способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. тонн в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. кубометров.