Культурный потребитель Югры
Основы потребительской культуры югорчанам
Об этом заявила сегодня Югра-Информ в Ханты-Мансийске на пресс-конференции начальник отдела по защите прав потребителей ХМАО Любовь Кондрашова.
?За период его действия накоплен большой положительный опыт, - подчеркнула она. - Решены такие вопросы, как предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе на русском языке об импортных. Урегулировано положение с выдачей кассовых чеков и других документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное решение споров между потребителями и хозяйствующими субъектами?.
Кроме того, в регионе ведется работа по информированию населения основам потребительской культуры, повышается правовая грамотность потребителей и предпринимателей.
По словам Любови Кондрашевой, ?сегодняшний потребитель стал более активным, все чаще прибегает к защите. Об этом свидетельствует ежегодный рост числа обращений граждан за консультациями. В 1993 году рассмотрено около 10 тысяч претензий, с начала 2004 ? более 7,5 тысяч, что на 14,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?.
Ведущее направление деятельности органов по защите прав потребителей - проведение консультирования и разъяснительной работы с населением, проверки хозяйствующих субъектов для выявления нарушений, добровольное урегулирование споров.
С развитием потребительского рынка расширяется и круг проблем, с которыми обращаются югорчане.
Они затрагивают практически все сферы - куплю-продажу товаров, выполнение работ, строительство, ремонт, бытовое обслуживание, общественное питание, транспортные, жилищно-коммунальные, туристические, медицинские и образовательные услуги.
Наибольшее количество обращений (78%) связано со сферой торговли. Часто проблемы обусловлены неправомерным отказом продавцов в удовлетворении требований потребителя при продаже недоброкачественных товаров, отсутствием полной и достоверной информации о продукте.
Доля нарушений законодательства в сфере оказания услуг составляет 22%. В том числе в бытовом обслуживании ? 41%, ЖКХ - 17%, общественном питании ? 12%, услугах связи ? 8%.
?О том, что закон о защите прав потребителей является одним из самых применяемых, - подчеркнула Любовь Кондрашова, - свидетельствует неоднократное внесение в него поправок и дополнений. В настоящее время неурегулируемым и достаточно острым остается вопрос о дистанционном способе продаж?.
Она отметила, что зачастую нарушения происходят не по умыслу предпринимателей, а по незнанию правил и законов или неправильному их применению.
За 9 месяцев 2004 года произведено 109 судебных разбирательств (2003 ? 189), из них 67 (157) удовлетворено в пользу потребителей.