Нефть в этом году упадет в цене
В 2005 году средняя цена нефти упадет на 20-25%
Прогноз председателя ТПП разделяют и аналитики. Так, по данным Центра развития (ЦР), средняя цена барреля Urals упадет с 36 долларов в прошлом году до 31 в этом. Ведущий эксперт ЦР Валерий Миронов объясняет такую перспективу возможным падением темпов роста мировой экономики. Если в 2004 году он составил 4,5%, то в наступившем многие специалисты прогнозируют не более 3,5%.
По словам Евгения Примакова, падение цен на нефть будет "хотя и не драматично", но "чувствительно для российской экономики". По его данным, 50% роста ВВП обеспечивается за счет экспорта, главным образом сырьевого. Треть прироста дает "ценовой нефтяной фактор".
Кроме того, на экономике России негативно скажется и другой фактор. Как отметил Е. Примаков, в скором времени возможно снижение уровня добычи нефти. По данным председателя ТПП, за 2004 год разведочное бурение сократилось по сравнению с 2003 годом более чем на 18%, а ввод в эксплуатацию новых скважин - на 4,3%. Связано это с тем, что нефтяники используют лишь наиболее продуктивные на сегодняшний день месторождения, которые во вполне обозримом будущем будут истощаться. А заменить их будет нечем - государство сегодня не стимулирует нефтедобытчиков осваивать новые месторождения, пишет издание.
По мнению опрошенных "Новыми Известиями" экспертов, говорить о падении объемов добычи пока рано. Но темпы ее роста действительно уже замедляются. Если в 2003 году выкачали на 10-12% больше нефти по сравнению с предыдущим годом, то в 2004 году этот показатель составил, по предварительным оценкам, 8-9%. А в этом году, по оценке Валерия Миронова, рост составит меньше 5%.
Причин такого снижения, по мнению начальника департамента корпоративных финансов Института финансовых исследований Олега Ордина, две. Во-первых, повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины отрицательно сказалось на инвестициях в нефтедобычу. В 2004 году объем вложений упал на 20% по сравнению с 2003 годом. Во-вторых, наращивать добычу дальше не позволяет транспортная система, которая, по словам О. Ордина, уже работает на пределе. Строительство новой инфраструктуры для экспорта затягивается. Пока большое количество нефти и нефтепродуктов перевозится железнодорожным транспортом. Как отмечают эксперты, при существующих условиях перевозки, да еще на фоне растущего НДПИ повышение добычи для некоторых нефтяных компаний становится нерентабельным.
Напомним, что цена на нефть самой дорогой марки WTI достигла 17 января максимума последних шести недель и составила 48,38 доллара за баррель. Российская Urals накануне стоила 41,36 доллара за баррель.