На слияние «Газпрома» с «Роснефтью» шансов почти нет
"Газпром" хочет получить деньги, а не "Роснефть"
По мнению источника, если выкупать 10,7% акций "Газпрома" по вчерашней цене, то за них придется заплатить 6,8 млрд долл., а накануне объявления о сделке этот пакет стоил 5,46 млрд долл. Издание утверждает, что менеджеры монополии уже начали продавать её акции.
Обе стороны не раз обещали завершить слияние до конца прошлого года. В течение двух дней после заявления президента В.Путина в сентябре прошлого года о сделке бумаги концерна на российском рынке подорожали на 20%, а капитализация монополии за эти дни увеличилась на 11,9 млрд долл. В середине ноября они достигли своего пика и стоили уже 85 руб. 16 мая они потеряли 1,6%, а капитализация упала до 63,5 млрд долл.
Топ-менеджеры "Газпрома", видимо, и сами не верят в хороший исход. Издание утверждает, что они начинают продавать ранее принадлежащие им акции газового монополиста. Некоторые инвесторы поспешили избавиться от бумаг "Газпрома" еще в начале года. Сейчас некоторые аналитики считают, что акции концерна переоценены, другие же считают, что их котировки падают на фоне общего увядания рынка.
При всем этом чиновники признаются, что слияние ?Роснефти? и ?Газпрома? может вообще не состояться. На днях глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что увеличение доли государства в ?Газпроме? не обязательно предполагает присоединение к нему ?Роснефти?. Чиновник одного из профильных ведомств утверждает, что вариант поглощения ?Газпромом? ?Роснефти? сейчас уже почти не рассматривается. По его словам, монополия может получить лишь часть ?Роснефти? (объединенной с ?Юганскнефтегазом?).
Второй вариант ? государство просто выкупит у ?дочек? ?Газпрома? акции и таким образом доведет свою долю в монополии до контрольной. Источник в правительстве уточняет, что деньги на выкуп государство может получить, продав долю в ?Роснефти? зарубежному инвестору. ?Скорее всего, это могут быть китайцы или индийцы. Но это лишь один из возможных вариантов. Окончательная схема еще не выбрана?, ? говорит собеседник ?Ведомостей?. Однако Россия ни тех ни других не пустила на рынок ещё в декабре, когда продавался ?Юганскнефтегаз?.
Напомним, что схема вхождения "Роснефти" в состав ОАО "Газпром" изначально подразумевала обмен 100% акций "Роснефти" на 10,7% акций Газпрома. Теперь же все 100% акций "Роснефти" при ее объединении с Газпромом будут внесены в интегрированную структуру, которая будет определена решением президента и правительства.
Кстати в самом конце апреля премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о внесении технических изменений и дополнений в программу приватизации федерального имущества на 2005г., предусматривающих приватизацию "Роснефти". Изменения предусматривают включение в план приватизации на 2005г. ряда АО, продажа которых не состоялась в 2004г., а также ряда ФГУПов, которые не были акционированы в прошлом году. Формальное отсутствие утверждения дополнений к плану не позволяло Росимуществу и РФФИ определять условия и проводить аукционы по продаже госпакетов акций этих предприятий.
Между тем, как пишет сегодняшняя газета "Время Новостей", индийская государственная Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) решила напомнить, что по-прежнему рассчитывает получить существенную долю на российском нефтяном рынке. По информации, содержащейся в материалах министерства нефтяной промышленности Индии, ONGC и "Роснефть" планируют совместно приобрести некую нефтедобывающую компанию в России.
"Председатель совета директоров "Роснефти", который также является заместителем главы администрации президента (Игорь Сечин), курирует этот вопрос, и когда необходимое правительственное согласование будет получено, "Роснефть" и ONGC Videsh (занимается зарубежными проектами ONGC) приступят к переговорам с компанией, на которую претендуют", - говорится в документе индийского министерства. Эксперты не исключают, что речь может идти не только о "Юганскнефтегазе", который уже куплен структурами "Роснефти", но и о подготовке к приобретению других добывающих активов - "Томскнефти" и "Самаранефтегаза", которые пока еще находятся в собственности ЮКОСа. В "Роснефти" отказались комментировать эту информацию.