Длинные очереди за бензином на АЗС, лимитированная заправка машин всего на 10 л - все это напоминает сейчас украинцам времена советского дефицита. Гнев водителей в адрес правительства премьер-министр Украины Юлия Тимошенко переадресовывает на российских нефтепоставщиков, обвиняя их в "картельном сговоре".
Иное мнение у экспертов, отслеживающих ситуацию на украинском рынке нефтепродуктов. Директор института приватизации и управления инвестициями Александр Рябченко заявил, что кризис возник в связи с тем, что правительство установило цены, "которые не соответствуют рыночной стоимости". По его мнению, метод административного регулирования, применяемого правительством, "всегда имеет попутчика под именем дефицит".
С ним согласен эксперт центра "Касе-Украина" Владимир Дубровский: "Нужно действовать рыночными методами, а не в режиме ручного управления". А известный украинский политолог Олесь Доний заявил, что "кризисную ситуацию на рынке нефтепродуктов можно было предугадать сразу после выборов". "Цена бензина была больше политически мотивирована, чем экономически обоснована", - считает он.
"Механизм сдерживания заниженных цен на бензин с целью получения политических дивидендов в виде симпатий населения использовался как правительством Януковича, так и правительством Тимошенко", - подчеркнул Доний. "Они сформировались как политики и бизнесмены в середине 90-х годов, когда влияние государства на экономику было намного сильнее, сейчас ситуация иная, рыночные механизмы стали более весомыми", - сказал политолог. Он напомнил о недавней кампании по сдерживанию цен на мясо, которая не увенчалась успехом.
Директор института национальных стратегий Кость Бондаренко считает, что "популистские действия правительства только способствуют повышению цен на бензин, и не дают ответа на целый ряд вопросов". Юлия Тимошенко заявила, что она готова отказаться от российской нефти, но при этом абсолютно не пояснила, откуда она будет брать нефть, так как надежд на казахскую, азербайджанскую или даже туркменскую нефть очень мало.
"Кроме того, есть еще определенная зависимость украинской нефтеперерабатывающей отрасли от российских и других зарубежных владельцев, в руках которых находится большая часть нефтеперерабатывающей отрасли Украины, которую в свое время отдало им в руки правительство во главе с Виктором Ющенко", - констатировал Бондаренко. "И теперь разговоры о том, что, поссорившись с россиянами, и отказавшись от российской нефти, можно каким-то образом решить вопрос бензинового кризиса, кажутся сомнительными", - сказал он.
Между тем экспорт нефти из России на Украину в последние дни не сократился, заявили сегодня представители российских отраслевых союзов. "У нас нет данных о сокращении поставок на Украину", - сказал советник Союза нефтеэкспортеров Герман Сакулин. По его словам, "ничего страшного не произошло: российские компании как поставляли топливо, так и продолжают поставлять, исходя из экономических интересов".
Эту информацию подтвердил и президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль. Выразив уверенность в том, что "компромисс будет найден", он призвал "украинские власти к спокойному решению вопроса". Шмаль не исключил, что "российские компании вынуждены действовать осторожнее в связи с продолжающимися на Украине разговорами о возможном пересмотре итогов приватизации нефтеперерабатывающих заводов". "Подобные заявления наверняка заставляют нефтяников перестраховываться", - отметил президент Союза нефтегазопромышленников РФ.
...
В бензиновом кризисе на Украине виновато правительство Тимошенко
считают эксперты