Урал приполярный глазами Советника Губернатора ХМАО
О перспективах комплексного промышленного освоения Приполярного Урала рассказали на пресс-конференции советник-эксперт Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
Эта идея родилась и получила свое развитие в государственных структурах Ханты-Мансийского автономного округа еще в конце 90-х годов прошлого столетия. Была проведена огромная организационная работа по изучению недр Полярного Урала, основные идеи обсуждены на многочисленных конференциях, рабочих встречах с руководителями уральских регионов, промышленниками, учеными. Идею югорчан поддержал и Президент России Владимир Путин во время встречи с Губернатором автономного округа Александром Филипенко.
В целях диверсификации экономики России был разработан проект "Урал промышленный ? Урал Полярный". Участвующие в его реализации Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская, Челябинская, Пермская области и республика Коми, подписали соглашение "О сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры". По словам Евгения Остапенко, на основании этого соглашения в каждом субъекте будут созданы рабочие группы по основным направлениям сотрудничества: "Промышленность", "Недропользование, "Транспорт", "Энергетика", которые разработают территориальные Концепции и Программы комплексного промышленного освоения с учетом интересов субъектов-участников соглашения. На этой базе будет сформирована общая Концепция и Программа комплексного освоения Полярного и Приполярного Урала. "Фактически речь идет о создании нового территориально-промышленного комплекса, нового экономического района России, который будет построен на понятных и значимых для государства принципах",- отметил Евгений Остапенко.
По оценкам специалистов, в настоящее время в Югре, Республике Коми и на Ямале наблюдается избыток энергоресурсов и сосредоточены большие запасы различных полезных ископаемых. В то время как в Свердловской, Челябинской и Пермской областях имеет место недостаток энергоресурсов и сырья для промышленных предприятий, в первую очередь, предприятий металлургии. Прогнозные ресурсы залежей угля на Приполярном и Полярном Урале оцениваются в 21 млрд. тонн, запасов нефти и конденсата ? в 38 млрд. тонн, природного газа ? в 43 трлн. куб. м, железных руд ? в 3,9 млрд. тонн, бокситов ? в 21,5 млн. тонн, золота ? в 1041 тонн, марганцевых руд ? в 47 млн. тонн, хромовых руд ? 240 млн. тонн, меди и цинка ? в 16,2 млн. тонн. По оценкам специалистов, этих ресурсов хватит на сотни лет.
По словам Евгения Остапенко, планируется построить вдоль восточного склона Уральских гор, от Ивделя до Лабытнанги, железную и автомобильную дорогу. Ее протяженность составит около трехсот километров. Строительство данного участка осуществят "Российские железные дороги" и ряд инвесторов. В частности, готовы вложить свои средства компании "Курганэнерго", "Челябэнерго". Появление транспортного коридора позволит в короткие сроки и в нужном объеме доставлять высококачественное сырье на крупные промышленные предприятия Челябинска, Свердловска, Перми, которые сегодня вынуждены закупать по высоким ценам сырье за границей или из удаленных регионов России. Кроме того, на Приполярном и Полярном Урале будут созданы новые мощнейшие предприятия, которые по современным, экологически безопасным технологиям, будут разрабатывать новые месторождения.
Евгений Остапенко отметил, что проект освоения новой территории окупится через 4-5 лет, через 15 лет он начнет приносить сверхприбыль. Комплексное промышленное освоение Приполярного Урала приведет к созданию развитой социально-экономической инфраструктуры. В зоне освоения появятся новые населенные пункты. "Это, действительно, "прорывной проект", - подчеркнул Евгений Остапенко, - который даст жизнь целому региону на многие десятилетия. А в итоге, на его основе в России сформируется новый базовый экономический район".