М. Фрадков: Югра выбрана не случайно
Премьер-министр Правительства РФ Михаил Фрадков положительно оценил итоги Всероссийского совещания "О состоянии и перспективах нефтяной отрасли России" в Ханты-Мансийске, подчеркнув, что место его проведения выбрано не случайно
Что Правительство будет делать с ценами на бензин?
- Правительство не собирается делать, Правительство делает. Пока, считаем, обстановка стабильная. Мы и сегодня обсуждали меры экономического и административного влияния. Те обязательства, которые участники этого процесса брали на себя, выполняются. Работает комплексная рабочая группа, которая дает рекомендации в проекты нормативных актов в системе налогообложения, которые в ближайшее время должны быть усовершенствованы. В частности, готовится документ об уточнении экспортных пошлин на нефтепродукты, связанных с ценообразованием. Думаю, что те усилия, которые предпринимаются, сохранят достаточный фон для того, чтобы снять, как минимум, психологическое напряжение, которое также влияет на систему ценообразования, еще не сформировавшуюся в рыночных условиях.
Ваше отношение к идее изымать сверхдоходы у самодостаточных регионов для выравнивания бюджетов других территорий?
- Вопрос от местной телекомпании. У вас комплекс того, что Вам не дадут так хорошо жить, как вы сейчас живете? Никто и ничего ни отнимать, ни делить не собирается. Для этого есть механизмы, которыми оперирует Правительство РФ и Министерство финансов в рамках межбюджетных отношений, требующие совершенствования. Вот этим мы сейчас и занимаемся.
Среднесуточные темпы добычи второй год падают. Какие меры предполагает принять Правительство, чтобы стабилизировать уровень добычи нефти?
- В первую очередь этим мы и занимались сегодня на совещании. При очень благоприятной экономической конъюнктуре, темпы добычи очень сильно отстают. Требуется предпринять неординарные усилия, предпринять оперативно, не дожидаясь того момента, когда цены упадут. И если это произойдет, потребуется определенное время, чтобы подготовить промышленную базу, строительный сектор, транспортную инфраструктуру, чтобы обеспечить и скоординировать все это с такими темпами добычи, в которых мы нуждаемся, и которые бы обеспечивали собственные потребности и давали бы импульс развитию экономики. В этой связи, нас интересуют поисковые и геологоразведочные работы, больший объем восстановления запасов углеводородного сырья, развитие нефтепереработки, создание условий для привлечения инвестиций, совершенствование налогообложения, для того, чтобы мы могли стимулировать выход на труднодоступные месторождения, осваивать новые месторождения, в частности, и на Востоке, и в Сибири. Нас также интересует развитие трубопроводного транспорта, строительство нефтепроводов, расширение железнодорожных перевозок. Все это нужно делать быстрыми темпами и оптимизировать расходы на эти цели, привлекая инвесторов. Необходимо формировать законодательную базу, комплексно решать все эти вопросы.
Как Вы относитесь к идее предоставления налоговых каникул при разработке новых месторождений, и в какой форме она может быть реализована?
- К этой идее я отношусь положительно, а формы ее реализации могут быть разные. При администрировании налогов надо более пристально обратить внимание на этот налог, трансфертные ценообразования, акцизы. И создавать дополнительные стимулы для того, чтобы можно было выходить на рентабельные месторождения, требующие при освоении существенных затрат.
Какие трубопроводные системы собирается строить Россия?
- Создается целостная транспортная инфраструктура, которая позволяет выходить на соответствующие внешние рынки. Она должны быть увязана с экономическими расчетами и возможностями, просчетом инвестиционной и тарифной составляющей, ресурсным обеспечением нефтью.
Как Вы относитесь к тому, что регионам предоставлено право выдавать лицензии на разработку месторождения песка, гравия, глины, но не углеводородов?
- Этот вопрос бьет в хвост, но не больно. Он касается закона ?О недрах?, темы лицензирования вообще, перехода на гражданско-правовые отношения. Роль регионов никто не собирается принижать, лишать регион содержательного участия в этих процессах. Вопрос в том, что необходимо для всех облегчить технику участия и при этом не выпустить содержание, выбрать форму участия регионов.
Это, по сути, вопрос ?двух ключей?. Но порой не знаешь, как с одним ключом разобраться, куда его вставить. Так, что будем разбираться и думать.
Государство собирается расширять свои активы в нефтяной отрасли?
- Полагаю, что в этом вопросе нет подвоха. Процесс должен управляться и контролироваться, особенно в этой сфере. Поэтому участие государства не отрицается. Оно должно владеть ситуацией, потому что кроме решения экономических проблем, здесь есть место вопросам геополитического характера. Все кнопки государству должны быть видны, и должна быть дана возможность нажать на кнопку, когда нужно. Делается это разными способами, очевидно, самый лучший - иметь целостное законодательство, работать, имея соответствующие полномочия и обязательства, обладать ответственностью, быть подотчетными обществу. Тема активов ? одна из форм влияния государства на эти процессы. Хорошо это или плохо, что Роснефть или Газпром приобретают активы? Не забывайте, что это не стопроцентные государственные компании, там лишь есть государственный пакет. Но это делается и, в том числе, в интересах бизнеса, в интересах рынка для привлечения смежных отраслей, выделении рабочих мест. Схематичного подхода нет и быть не может. Государство ? это не только чиновники и, тем более коррумпированные, это система отношений, которая имеет своей целью улучшение условий жизни, осуществление безопасности, развитие экономики, помощь бизнесу, чтобы страна развивалась и была признана в мире. Поэтому с этой точки зрения такие рычаги представляют интерес для государства.