Льготные налоги для компаний, добывающих нефть и газ на шельфе, очень либеральны.
Те компании, которые добывают энергоресурсы на российском континентальном шельфе, смогут забирать себе больше доходов, чем в любой другой стране.
К этому выводу пришли аналитики энергетического центра Сколоково.
По подсчетам экспертов, система налогообложения в Бразилии позволяет изымать в государственный бюджет 65 % чистого дохода нефтекомпаний, в Канаде - 52 %, в Норвегии - 85 %.
При прогнозной цене на нефть 90 долл США/барр и ставке НДПИ 15%, предусмотренной для новых проектов в Печерском море, доля российского государства составляет 47%.
При этом при росте цен на энергоресурсы этот показатель снижается. Так, при стоимости нефти в 130 долл США/барр государство сможет забрать у добывающих компаний только 39 % дохода.
В случае роста цены на нефть доля государства в чистом доходе от разработки при применении зарубежных налоговых систем, СРП или ДНС практически не изменяется, в то время как при применении адвалорной ставки НДПИ в соответствии с Распоряжением №443-р доля государства резко падает.
Это говорит о том, что предложенный налоговый режим будет изымать ценовую часть ресурсной ренты крайне неэффективно, опечален С.Ежов.
В Сколково определили, что главными бенефициарами нефтяных проектов на шельфе окажутся именно компании, а не государство.
Например, доход от месторождений, который будет разрабатывать Роснефть совместно с партнерами, будет распределяться следующим образом: 45 % - государство, 41 %- компания, остальные 14 - партнеры.
Однако для более затратных месторождений распределение будет иным: 49 % - компании, 39 % - государство, 12 % - партнеры. И еще большой плюс в копилку, это то, что кроме льготного НДПИ, существует низки корпоративный налог.
Выводы экспертов понятны и близки общественности.
Распоряжение Правительства РФ № 443-р «Об основных мерах по укреплению стратегических позиций России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 года», которое содержит поручение федеральным органам власти по разработке предложений по созданию льготного налогового режима разработки шельфовых месторождения углеводородов в России, имеет ряд существенных недоработок. предлагаемая в распоряжении №443-р дифференциация НДПИ по акваториям недостаточно точно учитывает природно-климатические особенности потенциальных проектов нефтедобычи (в первую очередь, глубину моря и ледовую обстановку).
Предлагаемая в распоряжении №443-р дифференциация НДПИ по акваториям недостаточно точно учитывает природно-климатические особенности потенциальных проектов нефтедобычи (в первую очередь, глубину моря и ледовую обстановку).
Учитывая, что ставка корпоративного налога на прибыль в России самая низкая, предложенный подход резко контрастирует с общемировой практикой.
Напомним, что недавно А.Миллер также "исследовал проблему" НДПИ, написав расстроенное письмо в правительство о необходимости снижения НДПИ, чтобы не пришлось увольнять сотрудлников Газпрома.
А если СП Роснефти и иностранных компаний будут центрами прибыли и зарегистрированы за рубежом, то в отсутствие «налогового огораживания» доходы федерального бюджета не будут защищены в отношении налога на прибыль и будут формироваться практически только за счет НДПИ.
Доля государства в этом случае составит для разных проектов всего около 12-25%, а госкомпании – 60-76%.
Для повышения доходов государства от освоения шельфа, эксперты Энергетического центра Сколково предлагается предусмотреть введение налога на дополнительный доход (НДД), который применяется после достижения проектом разумной отдачи на вложенный капитал (15% в реальном выражении) по ставке 30%, с применением дополнительных ставок при достижении более высоких показателей возврата инвестиций, а также ввести «налоговое огораживание» для участков недр распределенного фонда с тем, чтобы прибыль от реализации проектов консолидировалась на российских компаниях-держателях лицензий.
Правительство приняло решение выдать налоговые льготы компаниям, разрабатывающим российский шельф, еще в марте 2012 г. Прежде всего, речь идет об НДПИ и таможенных пошлинах.
Ставки НДПИ были установлены на уровне в 5-30 % в зависимости от сложности проекта.
Экспортные пошлины планируется снизить до нуля.
Льготный налоговый режим будет действовать для месторождений Карского, Баренцева, Печорского и Белого морей.
Сейчас добывать нефть и газ на российском шельфе имеют только компании с участием государства более 50 % и имеющие 5-летний опыт работы на шельфе.
Кто эти компании, догадаться несложно.
Об этом же с пытливым любопытством написали эксперты Сколково.
«Поправки в Закон Российской Федерации «О недрах», ограничившие доступ частных инвесторов к ресурсам шельфа, создали исключительно благоприятные условия для двух госкомпаний. Фактически значительная часть перспективных ресурсов УВ уже распределена между ними на бесконкурсной основе. В случае, если ОАО «НК «Роснефть» получит все запрашиваемые лицензии, то нефтяные ресурсы российского арктического шельфа будут практически монополизированы», – делает вывод Г.Выгон.
Роснефть активно заключает соглашения с иностранными компаниями о совместной разработке шельфа России.
Ее партнерами уже стали итальянская Eni, норвежская Statoil и американская ExxonMobil.
А вот с ЛУКОЙЛом у Роснефти не получилось.
Озабоченные привлечением частных компаний на ГРР в Арктике, эксперты Сколково, как будто забывают о идее создания федеральной нефтесервисной компании, которая монополизирует ГРР на шельфе.
А ведь на это ясно указала Н.Комарова еще в начале 2012 г. Она, кстати и по НДПИ "прошлась".
Слово чиновника -закон?
В июне 2012 г эксперты Сколково уже анализировали нефтегазовый потенциал Арктики.