Россия может поставлять топливо из стран ближнего зарубежья в рамках Таможенного союза, в частности, из Белоруссии.
Об этом сообщил А. Новак, отвечая на вопрос о возможном дефиците бензина.
Он отметил, что Минэнерго подсчитало ресурсы до конца 2012 г и на 2013-й, и они позволяют иметь сбалансированный рынок.
Вопрос , конечно, не в дефиците, вернее , не столько в возможном дефиците.
Просто Белоруссия проштрафилась, и как-то эту проблему нужно решать.
А.Новак напомнил, что Россия потеряла около 1,5-2,5 млрд долл США из-за того, что Минск недоплачивал Москве пошлины за экспорт растворителей, разбавителей и смазочных материалов.
Проблемы возникли после того, как в июне 2012 г братья -славяне попались на схеме ухода от уплаты экспортной пошлины при экспорте российских нефтепродуктов за пределы Таможенного союза.
Тогда обратили внимание на резкий рост экспорта из Белоруссии растворителей и разбавителей, заменившего экспорт нефтепродуктов.
Это назвали «скандалом с растворителями», участниками которого оказались белорусские нефтетрейдеры и ряд российских сырьевых компаний.
Министр добавил, что между Россией и Белоруссией был подписан индикативный баланс о поставках нефти и нефтепродуктов.
Согласно нему, Белоруссия должна делать возврат в РФ части нефтепродуктов.
Так, Белоруссия просит поставить в 2013 г 23 млн т нефти против 21,5 млн в 2012 г.
По мысли А.Новака у Белоруссии будет избыток нефтепродуктов на внутреннем рынке, в том числе бензина.
Спорное заключение, потому что там тоже на автомобилях ездят, и их количестов растет.
Белоруссия получает нефть из России с большой скидкой - за вычетом экспортных пошлин.
Если, Белоруссия, перерабатывая нефть на своей территории, экспортирует ее, то, очевидно, Белоруссия обязана платить России пошлины за нефтепродукты, вывозимые за рубеж.
Что касается дефицита топлива. то в начале ноября 2012 года в Минфине действительно заявили, что России угрожает дефицит топлива, вынуждающий страну импортировать бензин. Дефицит нефтепродуктов будет связан с введением с Нового года экологического стандарта, запрещающего оборот бензина Евро-2. Дело в том, что многие нефтяники не успели провести модерн
изацию своих мощностей, и поэтому они не готовы перейти полностью на топливо класса "Евро-3" и выше.
"Обеспечение внутреннего рынка, как Беларуси, так и партнера по ЕЭП - России, организации Белнефтехима считают своим приоритетом. Поэтому весь 2012 г бензины и дизельное топливо белорусского производства, причем высоких марок европейских стандартов, регулярно выставлялись на продажу на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже", - сообщила пресс-секретарь М. Костюченко.
Ранее сроки повышения экологических стандартов топлива уже переносились. А. Новак сообщил, что Минэнерго не против продления, но оно настаивает на работе в соответствии с ранее утвержденными ранее законами. "Если будем продлевать сроки, не будет мотивации укладываться в них", - сказал министр энергетики. Он заметил, что продление оборота "Евро-2" является несправедливым для тех компаний, которые работают согласно графику.