Экспертная группа Транснефти заявляет о необходимости улучшения характеристик поставляемой на экспорт нефти.
Экспертная группа признает необходимость принятия мер по повышению качества смеси, поставляемой на экспорт.
Масштаб проблемы, как показал анализ ситуации, начинает увеличиваться.
По оценкам экспертов, содержание серы в нефти, поставляемой на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Центрально-европейской части России, приближается к критическим значениям, выше которых производственные процессы переработки не обеспечивают выпуск нефтепродуктов товарных значений без соответствующей реконструкции и модернизации технологических процессов.
Так, с 2005 по 2012 гг прирост высокосернистой нефти в системе составил 18,3 млн т и достиг значения 72,5 млн т.
У Транснефти непростая проблема: с одной стороны, поддерживать стандарты российских экспортных сортов нефти необходимо, с другой стороны , невозможно, при постоянно увеличивающейся доле тяжелой и высокосернистой нефти, закачиваемой в магистральные нефтепроводы с месторождений Татарстана, Башкортостана и других месторождений Волго-Уральского нефтепромыслового региона.
По прогнозам экспертов, в 2013 году планируется дальнейшее увеличение поставок сернистой нефти на 4,5 млн т.
Экспертная группа отмечает, что из-за повышения показателей сернистости и плотности нефти качество сырья, поставляемого в основном экспортном направлении – западном - резко падает.
Напомним, что Татнефть , владелец НПЗ Танеко, уведомила Транснефть, что, как минимум, до 2015 г 2-я очередь не заработает, а это значит, что НПЗ не сможет принимать на переработку нефть с содержанием серы выше 1,8%.
Именно в связи с этим возникает проблема экспорта нефти.
3 года назад для решения этой задачи рассматривалась возможность замыкания потоков сернистой нефти на НПЗ Самарской группы, но был выбран вариант НПЗ Танеко, вследствие чего Татнефть получила значительные налоговые преференции по проекту.
Транснефть использует сложные схемы смешения сортов и схемы поставок, чтобы не выйти за пределы утвержденных стандартов экспортных сортов.
Напомним, содержание серы в основной российской экспортной смеси Urals не должно превышать 1,3%.
Возможности увеличения прокачки сернистой нефти в западном направлении исчерпаны, но еще есть некоторый резерв на востоке.
Недавнее решение Правительства РФ об увеличении поставок нефти в Китай также может повлиять на качество смеси в системе.
Если с западного направления будет снято около 10 млн т низкосернистой нефти, увеличение дифференциала по отношению к бенчмарку может составить около 2 долларов на т.
При существующих объемах экспорта упущенный доход нефтяных компаний составит около 170 млн долл, для государства - около 90 млн долл ежегодно.
Транснефть выступает за полный запрет выдачи лицензий на переработку нефти с содержанием серы ниже 1,8% и за запрет строительства новых нефтеперерабатывающих заводов по переработке малосернистой нефти.
Об этом заявил заместитель вице-президента компании И. Кацал.
По итогам заседания члены Экспертной группы пришли к заключению, что для повышения качества экспортируемой нефти необходимо предпринять ряд первоочередных мер.
1. Необходимо совместно с Минэнерго разработать методы переориентации нефтеперерабатывающих заводов РФ на переработку более сернистой нефти.
В первую очередь, высокосернистую нефть должны перерабатывать ТАНЕКО и самарские НПЗ.
2. Одним из возможных решений сложившейся ситуации является внедрение системы банка качества - механизма штрафных и компенсационных выплат для нефтедобывающих компаний в зависимости от качества нефти, которую они поставляют в систему нефтепроводов.
Однако необходимо тщательно продумать расчет схем по введению банка качества нефти, а также рассмотреть альтернативные методы и технологии управления качеством в схеме нормальных технологических грузопотоков, обеспечивающие грузоотправителям компенсационные меры в связи с «потерей» качественных характеристик нефти.
3. В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г № 90 необходимо утвердить новый проект (на 2013-2014 гг) «Схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти» с учетом изменений показателей качества с целью установления нормативных показателей качества нефти (по содержанию серы) в системе магистрального транспорта АК Транснефть, с учетом технологической возможности транспортировки нефти от пунктов приема до пунктов сдачи нефти, технологических процессов ее переработки на нефтеперерабатывающих заводах и требований к качеству экспортных поставок.
Мнения экспертов
Михаил Барков, вице-президент АК Транснефть:
«Нам в наследство досталась уникальная трубопроводная система, которая создавалась десятилетиями и не имеет аналогов в мире. Все привыкли к тому, что система работает как часы - и наши партнеры зарубежные, и внутренние потребители. Но на самом деле есть некие рубежи и критерии, за уменьшением и увеличением которых стоят потенциальные опасности не только для нашей компании, но и для отрасли в целом. А что такое наша отрасль для экономики, мы все хорошо понимаем».
Александр Богатырев, начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Министерства энергетики РФ:
«В настоящее время качество нефти по содержанию серы и плотности продолжает ухудшаться, что связано с высокой выработанностью месторождений в традиционных регионах добычи. В качестве возможных вариантов решения указанной проблемы можно рассматривать следующие: банк качества нефти и метод государственного регулирования взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и нефтяных компаний. Банк качества нефти, как финансовый инструмент для проведения компенсационных выплат за ухудшение качественных характеристик нефти в результате их смешения при транспортировке по нефтепроводной системе компании «Транснефть», порождает конфликт интересов нефтяных компаний, имеющих различные по природным показателям добычные активы. Соответственно, банк качества нефти не решает проблемы качества при этом дополнительно исключается работа компании Транснефть по формированию грузопотоков нефтяного сырья путем их дифференциации качественным характеристикам нефти».
Игорь Кацал, заместитель вице-президента АК Транснефть:
«Работа по улучшению качественного состава нефти и по усовершенствованию методов управления является приоритетным направлением деятельности для компании «Транснефть». Мы имеем в активе систему «банк качества», процесс компаундирования, технологии последовательной перекачки и другие технологии в рамках схемы нормального грузопотока. Однако указанные методы управления качеством, в том числе и механизм «банк качества», не решает проблемы. Учитывая динамику увеличения приема высокосернистой нефти и поставок ее в западных направлениях, необходима консолидация действий вообще всех организаций, и не только Минэнерго и «Транснефть», но и нефтяных компаний, научно-исследовательских институтов. Это возможно достигнуть только с увеличением объема переработки высокосернистой нефти на предприятиях Татарстана, Башкирии, Самарского региона и частичного перенаправления высокосернистой нефти на восточное направление».
Дарья Козлова, аналитик Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО:
«Введение банка качества нефти в России должно быть полностью оценено с учетом всех возможных последствий для отрасли. Теоретически банк качества может стимулировать компании перерабатывать менее качественное сырье на НПЗ внутри страны, а легкую нефть отправлять на экспорт. Но существуют и другие механизмы поддержания качества в системе «Транснефти». Это выделение отдельных премиальных экспортных направлений (ВСТО, БТС-2), стимулирование закачки газового конденсата в трубу».
Дмитрий Александров, начальник аналитического отдела «Универ капитал»:
«Одной из мер по улучшению качества экспортной смеси может стать ограничение на прием в трубу той нефти, которая будет радикальным образом ухудшать качество. Я думаю, что это рабочий вариант. В год эта система может обеспечить экономию для государства порядка 98 млн. долларов. Если сейчас рассматривается вариант построения трубы-перемычки для переброски высокосернистых нефтей на восточное направление (оценка стоимости сооружения трубы – порядка 2 млрд. долл.), грубо говоря, эта система за 20 лет окупается. Думаю, что, учитывая, что мы сохраняем все физико-химические свойства нефтей на западном направлении, смысл для государства инвестировать есть, и этот проект стоило бы всячески продвигать».
Юрий Щербанин, заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа им. Губкина:
«Повышаются объемы добычи высокосернистой нефти. Раскатывать ее трудно и дорого, но придется решать или со строительством новых ниток нефтепроводов, или - тут, видимо, экономисты должны просчитать, где раскатывать эту высокосернистую нефть будет дешевле, выгоднее, и каковы будут потребности внутреннего рынка. Эти проблемы подлежат какому-то осмыслению. Я не думаю, что все удастся разогнать на казахстанские заводы, там тоже есть свои пределы и лимиты».
Андрей Чернышев, начальник отдела расчетов по продажам нефти на экспорт ЛУКОЙЛ:
«Как только стоимость нефти превышает стоимость дополнительных затрат по доставке, компании стараются избежать транспортировки по «Транснефти». И, соответственно, существует стимул сдавать в систему нефть более тяжелую, сернистую, понимая, что на выходе получатся усредненные показатели, то есть некий условный заработок. Отсюда, на наш взгляд, отсутствие Банка качества приводит к принятию решений о строительстве альтернативных трубопроводов. Хотя, конечно, на начальном этапе рассматривается пользование существующей системой «Транснефть» как наиболее удобный вариант, но если потери на снижение качества превышают стоимость строительства нового трубопровода, то появляются альтернативные трубопроводные проекты. «ЛУКОЙЛ» всегда выступал за Банк качества, у нас есть понимание того, что внедрение его будет стимулировать предприятия производителей легкой нефти. Может быть, это будет и небольшой эффект, то он все равно будет положительным».
Артем Кашин, начальник Департамента по поставкам нефти ОАО «Газпром нефть»:
«Компания «Газпром нефть», так же как и компания «ЛУКОЙЛ», всегда последовательно отстаивала принципы ведения Банка качества нефти. Этот механизм дает возможность не только перераспределить ту прибыль, которую получает компания, ухудшая нефть, компенсируя тем компаниям, которые ее улучшают. Мы считаем, что Банк качества надо вводить, и он будет являться стимулом. В том числе и ускорит решение вопроса улучшения качества в системе «Транснефти».
Станислав Жизнин, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики, профессор Международного института энергетической политики и дипломатии:
«На саммитах Россия-США довольно часто поднимался вопрос о введении банка качества. В нашей дипломатии стоял приоритет всячески поддерживать КТК. Он был создан и запущен. Я поддерживаю идеи коллег о том, что нужен единый Банк качества нефти с учетом особенностей западного и восточного направлений. Чтобы у наших клиентов была уверенность, что нефть будет хорошего качества. Это поднимет наш внешнеэкономический авторитет и наше геополитическое значение».
Загит Саидов, заместитель главного менеджера по транспортировке нефти и коммерции КТК:
«Модель КТК базируется на двухпараметрической системе. Это плотность и сера. Почему мы выбрали ее? Это был выбор акционеров. Предварительно были проанализированы разные модели. В КТК существует два Банка качества – банк на входе и банк на выходе. Данный банк работает успешно в течение более 10 лет. КТК перекачивает порядка 30 млн тонн, на входе мы имеем около 10 сортов нефти. Мы со своей стороны выполняем функции только администрирования Банка качества. На сегодняшний день мы имеем опыт в плане того, как эта система работает. Мы видим несовершенства системы. Поэтому думаем над необходимостью вносить изменения в двухпараметрическую модель».
Алексей Мастепанов, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН:
«Проблема введения Банка качества нефти возникает периодически в течение 20 лет. Здесь необходимо отметить два момента. Первое: качество нефти от недропользователя не зависит. Качество нефти – это не заслуга того или иного добытчика, а заслуга Всевышнего, который создал в этом районе такую нефть, а в другом другую. Второй момент: нельзя решать проблему Банка качества, не говоря о действующей в стране налоговой системе. Налог на добычу должен стимулировать разработку месторождений. А у нас линейная система. Таким образом, систему Банка качества необходимо вводить вместе с системой дифференцированного НДПИ».
Владимир Тимохов, исполнительный директор Центра энергетической дипломатии и геополитики:
«Необходима концепция создания Банка качества нефти. Нам не подходит принцип, используемый в США, Канаде, так как у них линейная система нефтепроводов. Нужно выработать свой механизм, который бы учитывал все нюансы, в том числе НДПИ».
Владимир Егорушкин, руководитель Центра управления транспорта и товарно-коммерческих операций НИИ ТНН:
«Повышение сернистости нефти приводит к удорожанию транспортировки. Поэтому Банк качества, безусловно, нужен. Вопрос в том, в скольких «плоскостях». Сейчас многие рассматривают в двух – плотности и серы. Мы думаем и над вариантом включения третьего параметра».
Николай Миронов, советник представительства России в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе:
«Проблема смешения нефти в процессе транспортировки существует во всем мире. Существуют две вещи, которые друг друга дополняют. Это запрет на доступ в систему нефти, параметры которой превышают заданные, и введение Банка качества нефти.
Банк должен быть прост при администрировании и иметь объективный характер. Самый простой подход - это оценка по двум параметрам: плотность и содержание серы. Этот подход самый легкий в администрировании, но не учитывает ряд параметров. Второй способ – сравнение стоимости корзины нефтепродуктов.
Он не очень удобен и зависит от НПЗ.
3-й способ – по составу фракций нефтепродуктов. В мировой практике обычно используют первый способ или третий».