USD 91.8237

+0.39

EUR 98.4099

+0.6

Brent 83.31

+0.4

Природный газ 1.605

+0.02

...

Срыв запуска завода по переработке высокосернистой нефти в Татарстане, ставит под угрозу все экспортные поставки российской нефти?

Высокосернистая татарстанская нефть отравит российскую экономику?

Срыв запуска завода по переработке высокосернистой нефти в Татарстане, ставит под угрозу все экспортные поставки российской нефти?

Высокосернистая татарстанская нефть отравит российскую экономику?

Аналитики рынка спешат успокить и призывают не впадать в отчаяние, утверждая что срыв запуска установки переработки высокосернистой нефти в Татарстане не фатален, хотя и сильно усложнил задачу поддержания стандартов российских экспортных сортов.
Оправдан ли их оптимизм?


Заметим, ещё в 1-й половине 20-го века подобный срыв однозначно расценивался бы как вредительство, со всеми вытекающими последствиями.
Сейчас времена другие и многое великодушно прощается.


В ноябре 2012 г в Татарстане должен был состояться запуск 2-й очереди НПЗ Танеко мощностью 7 млн т/год, предназначенной для переработки добываемой в республике нефти, которая как известо чрезмерно богата серой.

По плану с начала 2013 г на НПЗ должна была перерабатываться нефть с содержанием серы до 2,3%, а в дальнейшем и до 4%.

Но радужным планам не суждено было сбыться, во всяком случае так рано.

Транснефть забила тревогу уже в октябре 2012 г, но, вероятно, нужно было существенно раньше.


Как стало известно, владелец НПЗ Танеко компания Татнефть уведомила Транснефть, что, как минимум, до 2015 г 2-я очередь не заработает, а это значит, что НПЗ не сможет принимать на переработку нефть с содержанием серы выше 1,8%.

3года назад для решения этой задачи рассматривалась возможность замыкания потоков сернистой нефти на НПЗ Самарской группы, но был выбран вариант НПЗ Танеко, который реализуется Татнефтью, которая получила значительные налоговые преференции по проекту.

В нынешнее время не выполнять проекты, по которым получены преференции, становится опасно.

Вообще , конфликтовать с государством опасно.

Еще свежи последствия битвы за ТНК-ВР, которая закончилась ее поглощением Роснефтью.


Транснефть теперь поставлена перед непростой проблемой:с одной стороны, поддерживать стандарты российских экспортных сортов нефти необходимо, с другой стороны , невозможно, при постоянно увеличивающейся доле тяжелой и высокосернистой нефти, закачиваемой в магистральные нефтепроводы с месторождений Татарстана, Башкортостана и других месторождений Волго-Уральского нефтепромыслового региона.


Наибольшие объёмы сернистой нефти закачиваются в систему нефтепроводов компанией Татнефть − порядка 23-24 млн т/год нефти с содержанием серы до 4%.
В последние 2 годы это приводит, по словам заместителя вице-президента Транснефти И. Кацала, к тому, что количество высокосернистой нефти в системе Транснефти увеличилось почти на 3 млн т.
В конечном результате, содержание серы в экспортных направлениях по нефтепроводу Дружба увеличились за это время с 1,4% до 1,56%; в балтийском направлении, на порт Приморск - с 1,35% до 1,45%; в Черноморском, на порт Новороссийск - с 1,3% до 1,4%.

Транснефти приходится прибегать к сложным схемам смешения сортов и схемы поставок, чтобы не выйти за пределы утвержденных стандартов экспортных сортов.
Напомним, содержание серы в основной российской экспортной смеси Urals не должно превышать 1,3%.
Возможности увеличения прокачки сернистой нефти в западном направлении исчерпаны, но еще есть некоторый резерв на востоке.

На Павлодарский НПЗ в Казахстане сейчас поступает нефть с содержанием серы 1,1-1,2% при допустимом уровне в 1,5%. Это оставляет небольшую возможность разбавлять поставки по ВСТО сернистой нефтью.

Транссибнефть хочет, в этой связи, открыть в Омске центр перевалки высокосернистого топлива.
Не стоит забывать и о утвержденном стандарте сорта ESPO, который допускает 0,65% серы, тогда как в настоящее время в трубе после смешения нефти из всех сибирских источников получается только 0,51% серы.

Но возможности манипулирования составом экспортных сортов нефти ограничены.
Неизбежное дальнейшее увеличение содержания серы в нефти и повышение ее плотности вынудит Транснефть искать радикальный выход из ситуации.
Татарстанским властям стоит задуматься, а стоило ли настолько тянуть с открытием завода?
Стоит ли испытывать терпение стольких сил, когда на карту поставлены экспортные поставки - основного источника дохода России.
Правда в Татарстане сейчас одна забота - проведение в 2013 г Всемирной Универсиады в Казани.
Событие - повышающее престиж всей России, однако воистину бездонная бочка для республиканского, да и федерального бюджетов.
Задержку с запуском завода, ряд аналитиков склонен связывать именно с этим событием.

Нефтяники Западной Сибири давно недовольны смешением их качественной нефти с тяжелой и сернистой нефтью Поволжья.
Наблюдатели давно констатируют, что в отсутствии института банка качества нефти и связанной с ним системы дифференцированной оплаты за качество сырья, сибирские нефтяники, фактически, дотируют Татнефть.

Пока Транснефть не может прекратить принимать татарстанское сырье в свои нефтепроводы - такие решения принимаются на уровне правительства.
Захотят ли припугнуть таким образом зарвавшиеся татарстанские власти - вопрос далеко неясный, считают эксперты.
На сегодняшний день - единственный предлагаемый выход − это прикусить язык и повышать количество серы в нефти, поставляемой на российские НПЗ, но волна негодования от нефтяных компаний гарантирована.

Присутствие серы в нефти имеет два основных негативных последствия.

Первое, ухудшение технологических условий переработки − соединения серы вызывают повышенную коррозию оборудования НПЗ.

Второе, высокое содержание серы в нефти сказывается на содержании серы в конечном продукте, что снижает его стоимость на рынке, вплоть до невозможно выйти на рынки стран с высокими экологическими стандартами.


Существует хороший пример, наглядно демонстрирующий важность малого содержания серы в нефти. Многие азиатские заводы предпочитают закупать далекий российский Urals, а не более близкую и дешевую смесь Dubai, в которой содержание серы может достигать 2%.

А российским компаниям, добывающим в Ханты-Мансийской АО низкосернистую нефть сорта Siberian Light с содержание серы около 0,57% выгодно в максимальных объемах вывозить ее на международный рынок железнодорожными цистернами, чтобы избежать смешения с плохой нефтью Поволжья.

«По нашим расчётам увеличение содержания серы в нефти на 0,1% уменьшает стоимость нефти на 0,124 долл США за баррель», − делится соображениями пресс-секретарь Транснефти И. Дёмин.
Учитывая уровень добычи нефти в России составил в 2011 г 511,432 млн т (3,826 млрд барр), простой арифметичекий расчёт показывает, что теряя с каждого барреля по 0,124 долл США, Россия ежегодно терпит убытки в 474 млн долл США/год.

Полмиллиарда долларов США.

Ежегодно.
И так в лучшем случае ещё до 2015 г, что скажем честно, маловероятно.

Скорее всего позже.
Россия продолжает терять деньги, а Татарстанская нефть, подобно Мефистофелю, продолжает оставлять после себя едкий запах серы.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram